Понедельник, 29 апреля 2024, 11:37
Ясно 18°

Опросы

Ежегодно 1 мая отмечается Праздник Весны и Труда. Знаете ли вы, какое имя восхваляет День международной солидарности трудящихся?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
настоятель храма Вознесения Господня в Щаповском Максим Соловьев

А предметы непростые

31 октября. Рязановское. Валерия Катункина с куклой, которую можно увидеть в му - зее -заповеднике «Остафьево»— «Русский Парнас ». Фото: Виктор Хабаров

Красивая кукла, ваза, веер... Прогуливаясь по усадебному дому музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас», вряд ли задумываешься о том, что когда-то эти обычные на первый взгляд вещи использовались не так, как мы привыкли. «НО» решили заглянуть в музей «Остафьево» и узнать, что скрывают экспонаты.

Вестник моды

Кукла... Ну чем, казалось бы, она может удивить? Да и у кого из нас не было дома этих красавиц в шикарных платьях. Вот только в императорской России, как и во многих других странах, эти куклы были вовсе не игрушками, а источниками моды!

Несколько веков назад, как известно, о журналах, где публиковались бы новинки платьев, могли только мечтать. Но тем не менее богатые красавицы узнавали о всех модных тенденциях, причем детально. И все благодаря куклам, а точнее, их одежде.

— Все началось еще в Древнем Риме, — рассказывает хранитель фондов «Мебель» и «Декоративно-прикладное искусство» Наталья Баландина. — В то время куклы не только украшали интерьер, но и выполняли важную функцию — их наряд был образцом текущей моды.

Куклы (а они представляли собой небольшие глиняные фигурки) в красивых платьях с новинками в крое и отделке рассылали по римским провинциям. — Благодаря этому местные модницы узнавали, что в Риме будут носить в ближайшем сезоне, — говорит Наталья Балан дина.

Спустя века такая тенденция сохранилась во многих странах Европы. И даже довольно успешно. Куклы «меняли» платья практически каждый сезон. Наряды шились настолько тщательно, что портнихе оставалось только скопировать и перенести все на оригинал.

— А уже в эпоху барокко (конец XVI — середина XVIII века. — «НО») дамы высшего общества считали хорошим тоном иметь в своем распоряжении двух кукол, так называемых Большую и Малую Пандоры, — продолжает Наталья Баландина. Одна шла с набором парадной одежды, другая — с нарядами для дома.

Что интересно, даже с появлением модных журналов от такой традиции не отказались. По крайней мере, в России в XVIII–XIX веках богатые дамы выписывали себе кукол из Франции. И были в курсе всех новинок.

От знака власти до женского аксессуара

В музее «Остафьево» находится веер середины XIX века. Интересен он тем, что вместе с ним сохранился и специальный футляр. А на внутренней стороне крышки даже сохранилась наклейка с названием фирмы - изготовителя или мастера GESLIN. Фото: Виктор Хабаров

Наряду с куклой свое предназначение со временем поменял и веер. Чтобы стать предметом, спасающим от духоты, ему пришлось пройти многовековой путь и «сменить» несколько «профессий».

В давние времена веер считался чем-то вроде скипетра и державы и был символом владычества и могущества, поэтому в руках его держали только те, кто стояли у власти. В Японии этот предмет научились использовать как самое настоящее оружие. А в некоторых странах веер и вовсе был обязательным атрибутом для различных обрядов.

Так что, прежде чем стать аксессуаром в гардеробе богатой европейской дамы, ему пришлось проделать долгий путь. И закончился он только в XV веке. — В России веера вошли в моду одновременно с появлением европейского платья, то есть при Пет ре I, — рассказывает Наталья Баландина.

Правда, в нашей стране их производство в XVII– XIX веках так и не наладили. Веера изготавливали в Европе из разных драгоценных и дорогих материалов. Среди них были слоновая кость, шелк, перламутр и даже панцирь черепахи.

Портбукет Аксессуар принадлежал семье двоюродного брата владельца усадьбы «Остафьево» Сергея Шереметева. Предмет, скорее всего, привезли из Европы, его можно датировать рубежом XIX — XX веков. Украшал бальный наряд кого -то из женщин семьи. Портбукет. Фото: Виктор Хабаров

Вазочка для платья

А вот портбукет — это уже забытая история, которая ценится только настоящими коллекционерами. Хотя еще в XIX веке это был очень модный аксессуар. Он считался незаменимой частью женского бального платья и стоил огромных денег. Но на сегодняшний день этот предмет не кажется чем-то особенным.

С виду портбукет напоминает небольшой цветок. Наиболее миниатюрные аксессуары крепились на наряд с помощью иголки или булавки, крупные — держали в руках. А все для того, чтобы дамы могли носить на своих платьях живые цветы! Чтобы они не завяли, в нижнюю часть портбукета помещали мох, влажную губку или флакончик с водой. Аксессуар можно считать карманной вазой.

— Она была настоящим произведением искусства. Портбукет изготавливали из разных материалов: кости, хрусталя, драгоценных металлов, декорировали эмалью, драгоценными камнями, жемчугом, — говорит Наталья Баландина.

В некоторых аксессуарах даже были отделения для нюхательной соли. А отдельные портбукеты выпускали с небольшим зеркальцем, чтобы женщины могли быстро и незаметно оценить свой внешний вид. Но интересна такая карманная вазочка еще и другим. Цветы в ней могли служить целым посланием. С помощью небольшого букета признавались в любви, назначали свидания и даже отвергали чьи-то знаки внимания.

Революционный сервиз

Веджвудская керамика. Несколько предметов из «бархатного» фарфора голубого цвета украшают вы - ставку «Дарымузею». К сожалению, знаменитого сервиза с лягушками, который изготавливали для Екатерины II, в «Остафьево» нет. Сейчас он хранится в Эрмитаже. Но в семье Шереметевых находился предмет из этого сервиза. Фото: Виктор Хабаров

Еще одна интересная вещь, мимо которой не стоит проходить в музее, — веджвудский фарфор. И если старинные предметы вас особо не привлекают, то история комплекта, включающего часы и подсвечники, уж точно не оставит равнодушным. Все дело в том, что его создатель, Джозайя Веджвуд, буквально сделал фарфоровую революцию. Мало того что его изделия отличались особой тонкостью и изяществом, так еще и начали продаваться в Лондоне совсем не так, как было принято в конце XVIII века!

— Веджвуд первым создал сеть магазинов-салонов, ввел в обиход печатные каталоги товаров с подробным их описанием, создал систему возможного возврата товаров, «не соответствующих пожеланиям заказчика», — рассказывает Наталья Баландина.

В то время такое решение просто выходило за все рамки. А в практику столичных универмагов оно войдет только через несколько десятилетий.

Кстати, интересен один сервиз, который Веджвуд изготовил для Екатерины II. Для его создания керамист привлек 30 художников, а все потому, что расписать нужно было порядка тысячи предметов. Но и это еще не все. Украшать каждое блюдце и чашку должно было изображение лягушки, поскольку путевой дворец, где сервиз и должен был храниться, находился в местечке Кикерикексен под Петербургом, которое в переводе с финского означало «лягушачье болото».

 

 

В ТЕМУ

Есть в музее и другие любопытные вещи. Например, шаль. И если сейчас ее почти никто не носит, то в XIX веке она была весьма популярной вещью. Чтобы приобрести безумно дорогой по тем временам предмет гардероба, некоторые дворяне даже влезали в долги, могли продавать крепостных крестьян. Шали даже вносили в завещания, передавая из поколения в поколение. Особенно были популярны те, что изготавливались в Индии. Красивые, мягкие и очень нежные шали сохраняли тепло, что было весьма актуально для российского климата. Кстати, шаль могла изготавливаться больше трех лет.

Новости партнеров