Пятница, 24 мая 2024, 07:47
Небольшая Облачность 17°

Уникальные игрушки: Выставка работ Натальи Саква открылась в Троицке

Троицкая рукодельница Наталья Саква на выставке своих работ. Фото: Дарья Казмалы, «Вечерняя Москва»
Троицкая рукодельница Наталья Саква на выставке своих работ. Фото: Дарья Казмалы, «Вечерняя Москва»

Наталья Саква по образованию филолог, раньше она работала в школе. С детства увлекалась рукоделием и стала многочисленным лауреатом международных премий среди мастеров прикладного искусства. Игрушки, созданные ее руками, а особенно плюшевые медведи, моментально влюбляют в себя. Увидеть их можно на выставке в Доме ученых в Троицке, которая продлится до 15 апреля. 

Открытие экспозиции состоялось 29 марта. В этот день Наталья сама приехала в Дом ученых, чтобы расставить все плюшевые игрушки по местам. Корреспондент «НО» поговорила с автором работ и узнала, в чем секрет обаятельности ее медведей.

Как Вы начали заниматься созданием игрушек и откуда появилась такая любовь к ним? 

Первая выставка авторской игрушки прошла в 2022 году. Экспозиции дали названии «12 месяцев» и приурочили к празднику Рождества. Фото: официальный сайт Дома ученых
На выставке жители и гости Троицка смогут увидеть плюшевых медведей ручной работы. Фото: официальный сайт Дома ученых

Я с детства умела шить и вязать. Совсем в маленьком возрасте я хотела заняться куклами: увидела их выставку в Кукольной галерее Вахтановъ, и они не были похожи на то, что человек вообще способен сделать вручную. Но кто-то же их делает, правильно? А почему не я? И я начала искать, где бы можно было научиться этому. А когда нашла, сказали, что именно такого курса нет, но есть по созданию мишек. Я согласилась, так и продолжила делать медведей на протяжении всей жизни.

У кого Вы учились созданию игрушек?

   Я считаю, что у лучших мастеров училась. У Наташи Катаевой, которая в принципе привезла эту технологию в Россию. Когда я начинала, игрушки ручной работы еще не делали так массово. У нас делали из каких-то остатков материала. Сейчас все по-другому, конечно: материалы крепкие, они все выдержат. 

Расскажите, в чем секрет технологии создания?

— Тут настоящий синтез различных умений нужен: и шить, и вязать, и рисовать, и вырезать из дерева — любой творческий навык пригодится. Технология вполне понятная: пять креплений подвижных, специальные штифты, обязательно стеклянные глазки и какой-нибудь материал (плюш, велюр). Набивка еще может быть разной. Раньше набивала и синтепоном, но сейчас только стружкой, чтобы получился стоячий медведь. Как коллекционные куклы, знаете?  Только это разные художественные направления: есть куклы, а есть медведи. Но такой уже не поиграешь. 

Какую первую работу вы отправили на конкурс?

—  У меня в копилке есть семейная пара медведей. Она и заняла призовое место в 2009 году на Международном конкурсе «Золотой Потап». Их я уже из профессиональных материалов делала. Но уже 15 лет прошло, сейчас они выглядят немного потрепанными… Но самая крупная выставка была в Германии, в 2012 году.

Медведь Стефан-огородник, занявший первое место на премии "Золотой Джордж" в 2012 году. Фото: Дарья Казмалы, «Вечерняя Москва»

Та, на которой Вам вручили статуэтку «Золотого Джорджа»?

 — Да, эта премия в мире кукольников считается Оскаром. Статуэтка так и выглядит, кстати, как Оскар, только с ушами. Я очень долго готовилась к выставке. Но вот этот медведь, Стефан-огородник, он мне приснился. И я решила его сделать. Отправили его фотографию. А там же со всего мира приходят заявки, их долго обрабатывали. Потом мне пришло письмо с печатью, что «Вы номинированы, приглашаем на очный этап…». Мы поехали. Там немцы очень любят эту премию, очень много людей приходит посмотреть, настоящая толпа. Они, конечно, больше на своих авторов смотрят, но на нас тоже. Потом был торжественный ужин и на нем объявляли результаты. Нас наградили в номинации «Медведь с аксессуарами», потому что он с тележкой, видите? Сейчас в Интернете можно посмотреть, как я получала этого «Оскара».

У вас есть целая студия, в которой вы обучаете других своему мастерству, расскажите о ней.

Наталья Саква является членом Творческого объединения современных художников, победителем Международной выставки в Германии Teddy-bеar Total Golden George. Фото: официальный сайт Дома ученых

— У нас небольшое помещение, поэтому достаточно мало человек занимается. Изначально мы делали занятия только для детей, но потом и взрослые захотели, для них тоже сделали группу. Ребят берем старше десяти лет. Потому что после этого возраста они уже хорошо соблюдают технику безопасности и можно с ними делать что-то более интересное. Обычно одну игрушку мы с ними делаем месяц. Можем не только плюшевые, елочные украшения еще делали из ваты и папье-маше, они тоже представлены на выставке. Есть еще много работ моих взрослых учеников, но мы не все принесли в Дом ученых, они бы уже не поместились. 

Ученики тоже занимают призовые места на конкурсах?

— Да, у меня была девочка, которая ходила ко мне с 3 по 11 классы. Вот ее работу отправили на Международный конкурс и среди стран Западной Европы ее мишка в костюме ежика взял первое место. Она должна была ехать на вручение, но случилась пандемия.  

Каким качеством нужно обладать, чтобы создавать такие игрушки?

— Не обязательно быть профессионалом, у меня много кто занимается с техническим образованием. Нужно, прежде всего, обладать терпением, желанием и фантазией. Например, по ребенку сразу видно, будет ли он сидеть за работой месяц. У меня самой трое детей, которые этим не занимаются, не хотят. Зато младший очень любит играть, он мой помощник.