Четверг, 26 декабря 2024, 01:38
Пасмурно 0°

Опросы

Какие у Вас планы на новогодние праздники?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
— Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
Председатель Мосгосстройнадзора Антон Слободчиков.
Наташа Кузнецова знает о подвигах своего прадеда Игоря Бруевича. Фото: Виктор Хабаров

Бессмертный полк в особых условиях

Наташа Кузнецова знает о подвигах своего прадеда Игоря Бруевича. Фото: Виктор Хабаров
Наташа Кузнецова знает о подвигах своего прадеда Игоря Бруевича. Фото: Виктор Хабаров

На страницах «НО» жители ТиНАО рассказывают о своих родственниках, участниках и героях Великой Отечественной войны. С их портретами они каждый год вливаются в поток Бессмертного полка. В этом году шествие тоже состоится — в непривычном формате.

Мы расстались на левом берегу Волги

По рассказу Дмитрия Нахаева из поселения Краснопахорское о своем дедушке:

Семья погибшего красноармейца Нохи Петенкеева до конца 1960-х годов ничего не знала о судьбе своего родственника. Говорили, что пропал без вести: от него не получили ни похоронки, ни прощального письма. Хотя это было странно…

По возрасту (на начало войны красноармейцу было 43 года. — «НО») и состоянию здоровья Ноха попал в небоевую часть, которая занималась обеспечением фронта продовольствием и боеприпасами. И если бы не случай, о его судьбе так  никто бы и не узнал.

Владимир Борисовский. Фото: из семейного архива
Владимир Борисовский. Фото: из семейного архива

— Как-то отец  пошел по делам в другое село и познакомился с мужчиной, — рассказывает Дмитрий Нахаев.

В войну незнакомец служил в таких же частях, что и Ноха. В 1942-м судьба забросила его в Сталинград.

— Когда мужчина спросил отца, чей он сын, оба, кажется, не поверили в такое совпадение! Тот оказался сослуживцем моего деда и помнил последние минуты его жизни… — говорит Дмитрий Нахаев.

…Осень 1942-го. Сталинградский фронт. Часть Нохи Петенкеева находилась на левом берегу Волги. На правом — шли ожесточенные бои за Сталинград. Потери ужасали… Сюда, в город, с левого берега переправляли оружие, боеприпасы, посылали подмогу… Но в один из дней пополнение опаздывало.

— В бой решили отправить бойцов из части обеспечения. Добровольцев, — говорит Дмитрий Нахаев.

Среди них и Ноха Петенкеев, который вместе с другими сослуживцами отправился туда, где все полыхало огнем.

— В том бою мой дед и погиб. А похоронен он в могиле неизвестного солдата. Правда, его смертный медальон так и не нашли, — говорит Дмитрий Нахаев.

Магия чисел

По рассказу Наталии Беликовой из поселения Десеновское о своей прабабушке:

Анне Карцевой из города помог уехать отец Петр. Фото: из семейного архива
Анне Карцевой из города помог уехать отец Петр. Фото: из семейного архива

В семье Беликовых есть традиция: 27 января родственники приезжают в СанктПетербург, чтобы отметить день снятия блокады Ленинграда. Прабабушка Наталии, Анна Петровна Карцева (после замужества Жильцова. — «НО»), вместе с семьей застали войну здесь. И выжить ей помогло чудо. Совпадение или нет, но она даже родилась 27 января 1927 года…

В начале сентября 1941-го город уже был окружен немецкими войсками. Фашисты разгромили продовольственные склады. Есть было совсем нечего: маленький кусочек хлеба на целый день и вода из Невы, которую 12-летней Анне Карцевой еще надо было донести до дома.

В ноябре на улицах Ленинграда стали появляться трупы замерзших и умерших от голода людей. Об этом времени Анна Карцева не любила говорить. В такие минуты на ее глазах появлялись слезы.

— А когда семья пережила суровую, холодную зиму, прабабушку вместе с другими учениками вывезли за город в лагерь. «На подкорм», — говорит Наталия.

Так у ребят появлялась хоть какая-то возможность подкрепиться. Они собирали щавель, который отправляли в госпитали. Но даже такая еда не помогала. К лету Анна Карцева начала пухнуть от голода. Чтобы спастись, девочке нужно было срочно уехать из города. И ей повезло. Отец Петр, участвовавший в обороне Ленинграда, помог эвакуировать Анну вместе с ее мамой на «большую землю».

Анна Карцева. Фото: из семейного архива
Анна Карцева. Фото: из семейного архива

 …На пароход через Ладожское озеро мама с дочкой опоздали. До переправы ехали на грузовике, который совсем вышел из строя. Пришлось искать местных, которые могли бы на катерке или лодке переправить их на тот берег, наблюдая, как их пароходик уходит все дальше.

— Вдруг началась бомбежка, и снаряд угодил прямо в него. Пароход, на который они случайно опоздали, на их глазах шел ко дну, — говорит Наталия.

И что почувствовали Карцевы, едва ли можно представить. Им снова повезло. Позже местные переправили их на другой берег. Потом маму и дочку эвакуировали в Сибирь. Но в блокадном Ленинграде остались их близкие.

— Лидия, старшая сестра прабабушки, работала на тепловой электростанции. Другая сестра, Мария, служила в НКВД, в отделе перлюстрации писем. С ее помощью обнаружили ячейку диверсантов, которая вела подрывную работу в Ленинграде. А тетя, Серафима Наумова, была водителем грузовика и перевозила хлеб по Дороге жизни в город, — говорит Наталия Беликова. — Петр, отец, с войны не вернулся. Погиб в марте 1945-го.

18 минут на плаву

По рассказу Светланы Борисовской из поселения Десеновское о своем родственнике:

 Владимир Борисовский, оказался военврачом на теплоходе «Сванетия». Семья Карцевых встретила войну в Ленинграде. Фото: из семейного архива
Владимир Борисовский, оказался военврачом на теплоходе «Сванетия». Семья Карцевых встретила войну в Ленинграде. Фото: из семейного архива

Во второй половине 1930-х годов черноморский теплоход «Сванетия» считался одним из самых лучших. У него были красивые и элегантные формы, никаких нагромождений и старых конструкций. Особое внимание в нем уделялось комфорту. Но в войну «Сванетия» стала военным транспортом. На палубе появились пушки и пулеметы. Перевозили на этом судне военные грузы и раненых. Поэтому военврачи, среди которых был и Владимир Борисовский, родственник Светланы, переоборудовали помещения теплохода. Получился передвижной госпиталь.

 17 апреля 1942-го «Сванетия» стала под погрузку в Севастополе. На борту вместе с экипажем — больше 1000 человек. 240 из них — тяжелораненые бойцы.

По сохранившимся воспоминаниям штурмана «Сванетии» А. Г. Кухаренко:

«Когда мы прибыли на корабль, народу было так много повсюду, что вахтенной службе пришлось расчищать проход, чтобы дать возможность нам добраться до штурманской рубки: все помещения, коридоры, трапы, частично даже верхние палубы  были заняты тяжелоранеными бойцами и эвакуированными».

Правда, было одно «но». Сопровождать такое тяжело груженное судно дали одному эсминцу «Бдительный», что сразу же насторожило капитана. Он как будто предчувствовал: этот рейс будет непростым. И в случае атаки один теплоход и эсминец не отразят удар противника с воздуха.

 Так и получилось. Вскоре команда увидела за собой «сопровождение». Правда, сначала немецкий самолет держался вдалеке, а потом и вовсе скрылся. Обошлось?.. Через некоторое время над судном показался первый немецкий бомбардировщик.

— На теплоход сбросили 48 бомб. Корабль спасло только умелое маневрирование, — говорит Светлана Борисовская.

Правда, на левом борту оказались серьезные пробоины, из строя вышла топливная магистраль, телефонная связь больше не работала. Вскоре началась вторая атака. На судне раздались два мощных взрыва, теплоход наклонился на левый бок. Паника.

По сохранившимся воспоминаниям штурмана А. Г. Кухаренко:

«...вода на судне поднялась почти до штурманской рубки. Из-за большого крена стало невозможным спустить на воду шлюпки по правому борту. Люди метались, хватаясь за что попало, отчаянно крича и взывая о помощи. Особенный ужас был написан на лицах тех, кто не умел плавать «...» Корма «Сванетии» поднялась высоко над водой. С нее беспорядочно сыпались люди...»

…«Сванетия» ушла под воду, продержавшись на плаву 18 минут. Спастись удалось всего 61 человеку. Среди них не оказалось Владимира Борисовского.

— Очевидцы говорили, что он вместе с коллегами до последнего оказывали помощь раненым. Они выводили детей и женщин на палубу, всячески пытаясь спасти их жизни, рискуя своей, — рассказывает Светлана.

Капитан Бруевич

По рассказу Натальи Кузнецовой из поселения Михайлово-Ярцевское о своем прадедушке:

Ветеран Игорь Платонович Бруевич совсем не говорил о войне. Тяжело ему было вспоминать об этом...

Игорь Бруевич, приехавший на учебу из Белоруссии в Москву, ушел добровольцем на фронт, даже не окончив второй курс института. Он стал командиром взвода реактивных установок «катюша», пройти 18-летнему парню предстояло через многое.

Боевое крещение он получил 13 декабря 1942 года под Смоленском, в деревне Бобровка. И уже за него получил медаль «За отвагу».

— Товарищ Бруевич, рискуя жизнью, храбро командовал своей батареей. Залп был дан своевременно. После залпа он умело вывел батарею из-под огня вражеской артиллерии, — говорится в документах, которые семья Наташи смогла найти в Подольском центральном военном архиве.

В том бою красноармейцы под командованием Игоря Бруевича уничтожили 300 немецких солдат.

Оказавшись в Орловской области, Игорь Бруевич принимает важное решение: вместе с батареей дать залп по врагу, когда советские огневые позиции оказываются обстреляны немецкой артиллерией. В апреле 1945-го дивизион «катюш» Бруевича сражается с врагом в Польше и на Зееловских высотах в Германии. Последний сокрушительный залп они дадут в мае 1945-го из парка Тиргартен прямо по Рейхстагу...

Игорь Бруевич был награжден орденами Красной Звезды, Боевого Красного знамени, Отечественной войны, медалью «За взятие Берлина»

Новости партнеров