Вторник, 30 апреля 2024, 12:35
Пасмурно 22°

Опросы

Ежегодно 1 мая отмечается Праздник Весны и Труда. Знаете ли вы, какое имя восхваляет День международной солидарности трудящихся?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
настоятель храма Вознесения Господня в Щаповском Максим Соловьев

Одиссея для лиры с оркестром

Музыкант Анна Тончева.В музее-усадьбе «Остафьево» до 29 августа пройдет фестиваль старинной музыки «Музыка русской усадьбы и европейского дворца».

В первый день фестиваля, 16 августа, гостей встречала Анна Тончева — мультиинструменталист и собиратель коллекции инструментов старинного образца. Анна познакомила зрителей с двумя предметами своего собрания — лютней и лирой — самым старинным струнным инструментом на земле, где в качестве звучащей поверхности используется не дерево, а кожа. Инструмент Тончевой выполнен хоть и современными мастерами, но согласно древним каноном: от знаменитой лиры Давида ее отличает разве что наличие колков для настройки, а все остальное: кожа, деревянный обод — как в прежние времена.

— Что-то древнее затрагивается в природе человеческого восприятия, когда звучит лира, — считает Анна.

Вслед за мифологическими сюжетами она исполнила мелодии периода расцвета христианства в Европе.

Затем настал черед лютни. Инструмент Анны опять же выполнен с соблюдением древних традиций. Но если раньше, после Крестовых походов, когда в Европе появилась лютня, для изготовления струн использовали жилы животных, то сейчас их роль выполняют карбон и нейлоновая жила. Первой звучит мелодия «Зеленые рукава». На вопрос из зала «почему такое название» Анна отвечает:

— Это мелодия песни о моряке, который уплывает в дальние края, а возлюбленная провожает его. Он представляет себе, что может не вернуться, а она будет напрасно ждать его.

Затем последовала мелодия Франческо да Милано, итальянского композитора эпохи Ренессанса.

— Мы слушаем то же, что и слышал папа римский, ведь Франческо да Милано служил в Ватикане, — объясняет Анна.

Особое мастерство исполнительницы заключается в том, чтобы создать ноты для лютни и лиры.

Именно создать, ведь в эпоху Средневековья и Ренессанса нот не существовало, их роль выполняли табулатуры — схематические указания, в какой последовательности нужно зажимать струны.
Впрочем, Анна играет как по нотам, так и по табулатурам.

— Ничего удивительного здесь нет, — говорит она, — представители Русской церкви расшифровали крюковое пение. Смотришь — только лист с текстом на церковно-славянском, а над ним крючки. Так и поют.

Сама Анна вводит в свой арсенал произведения старинных авторов, самостоятельно расшифровывая средневековые табулатуры. Кроме того, у нее есть коллекция из 20 инструментов, выполненных лучшими современными мастерами в старинной традиции. В ней есть колесная лира, персидский тар, псалтериум (на нем играют пальцами и перьями), японский сямисэн. А 23 августа зрителей ждет игра на домре и мандолине.

Новости партнеров