Пятница, 22 ноября 2024, 04:57
Пасмурно 2°

Опросы

Ежегодно в последнее воскресенье ноября празднуется День матери. С чем у Вас ассоциируется образ мамы?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  В Краснопахорском районе ТиНАО формируется крупный пищевой кластер. Город предоставил землю для локализации производства уже пятой компании, которая построит комплекс по выпуску готовых блюд. Договор аренды заключен по ставке 1 руб. в год.
— В Краснопахорском районе ТиНАО формируется крупный пищевой кластер. Город предоставил землю для локализации производства уже пятой компании, которая построит комплекс по выпуску готовых блюд. Договор аренды заключен по ставке 1 руб. в год.
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

Битва плакатов: красные против белых

Рязановское. Целый этаж в музее-заповеднике «Остафьево» — «Русский Парнас» посвящен плакатам времен Гражданской войны 1918-1922 годов. Фото: пресс-служба музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас»
Рязановское. Целый этаж в музее-заповеднике «Остафьево» — «Русский Парнас» посвящен плакатам времен Гражданской войны 1918-1922 годов. Фото: пресс-служба музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас»

В музее-заповеднике «Остафьево» — «Русский Парнас» открылась выставка «Красные и белые». И речь здесь — о плакатах времен Гражданской войны. Изображения, которые сейчас кажутся чем-то привычным, в начале XX века были настоящим искусством, которое требовало от художников не только мастерства, но и хорошей выдержки. О том, как создавались агитационные плакаты чуть больше века назад, рассказал главный научный сотрудник музея «Ленинские Горки» Дмитрий Пальчиков.

В 1918-1922 годах в нашей стране — Гражданская война. Советская власть («красные») борется с царской («белыми»). Причем не только на полях сражений. Особенная битва происходит почти что в прямом смысле слова — на бумаге.

— Стороны нуждались в пропаганде и агитации политических идей и целей, — рассказывает Дмитрий Пальчиков.

Но, так как основное население страны было неграмотным, доносить идеи приходилось через агитационные плакаты, чтобы, взглянув на картинку, человек, который не умеет читать, сразу мог понять, о чем речь.

Плакаты времен Гражданской войны должны были быть понятны даже неграмотным крестьянам. Фото: пресс-служба музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас»

Поводом для создания плакатов могло стать все что угодно.

— Все плакаты делились на два типа: героические и сатирические, — говорит Дмитрий Пальчиков.

Первые, что логично, показывали мужество и героизм. А вторые — высмеивали противника. У каждой из сторон была концепция. «Красные» плакаты, как правило, показывали ошибки прошлого и больше были направлены на светлое будущее. А вот «белые», наоборот, говорили о том хорошем, что когда-то было.

А еще основывались на вере и традициях, что находило отклик у религиозного населения. С художественной точки зрения, да и с идеологической, во многом эту битву выигрывали «красные». Хотя бы потому, что этот цвет они использовали в своих плакатах. Он сильно выделялся среди остальных и привлекал внимание. Также «красные» показывали тему социального неравенства.

— Плакаты часто изображали врагов революции как угнетателей и эксплуататоров, что должно было мобилизовать население на борьбу против них, — говорит Дмитрий Пальчиков.

И это не могло не цеплять.

— Плакаты Белой армии часто изображали героических офицеров и солдат, защищающих Родину от большевистской угрозы. Эти образы были призваны вызвать чувство патриотизма и ностальгии по дореволюционным временам, — говорит Дмитрий.

В плакатах преобладали светлые, то есть более сдержанные цвета. А художественные приемы были более реалистичными и консервативными. Создавать подобные плакаты было непросто. Приходилось не только думать о сюжете, но и о том, как его воплотить. Война — краска, бумага, те же карандаши — все было в огромном дефиците.

Особенно сложно было зимой.

— Тогда города, лишенные топлива, промерзали так, что вода исчезала из кранов и застывала краска в тюбиках, — рассказывает Дмитрий.

Плакат времен Гражданской войны. Фото: пресс-служба музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас»

Сложнее приходилось тем, кто работал в литографии, где и отпечатывались плакаты. Чтобы перенести оригинальный рисунок на бумагу, нужно было пользоваться литографским камнем.

— У литографов, работавших при температуре, нередко доходившей до 6-8 градусов, распухали пальцы от прикосновений к холодному литографскому камню, трескалась кожа на руках, делались неподвижными суставы, и работа падала из рук, — говорит Дмитрий.

Но ничего не оставалось, кроме как продолжать работу, ведь материалы были в дефиците. А эту войну нужно было выигрывать всеми возможными способами.

Кстати

Первые советские политические плакаты выпускались издательством ВЦИК в августе 1918 года. Позднее крупнейшими издателями плакатов стали Центропечать с сетью губернских агентств РОСТА («Окна РОСТА»), Всероссийское бюро военных комиссаров, Литературно-издательский отдел Реввоенсовета Республики. «Белые» плакаты выпускались ОСВАГ (Осведомительное агентство), созданным в 1918 году при Добровольческой армии.

Новости партнеров