Случайный перевод? Жди мошенников
Бывало ли у вас такое: вы ждете поступления денег, приходит сообщение о пополнении карты, но сумма явно не похожа на зарплату, а рядом — еще и имя указано. Значит, кто-то перевел деньги не на тот номер. Случайность? А может быть, мошенник? Понять, кто именно, помогает эксперт Банка России (на фото).
Виталий Миринов из Краснопахорского, кстати, с подобной ситуацией сталкивался, и не один раз.
— Да я и сам иногда могу деньги случайно не на тот номер перевести, плохо вижу, — говорит мужчина.
Так что когда в очередной раз мужчина получил 2000 рублей на свой счет с незнакомого номера, то без вопросов хотел перевести обратно. Но Виталию начал названивать оператор «банка», утверждая, что якобы он оформил кредит.
Эксперт Банка России Татьяна Постникова уверяет: это одна из типичных мошеннических схем.
— После перевода мошенники связываются с жертвой и настойчиво просят вернуть им деньги, но, как правило, на другие реквизиты. При этом используют правдоподобные легенды и на первый взгляд нет сомнений, что человек действительно ошибся при переводе и телефон, с которого вам звонят, отличается всего лишь на одну цифру. Также могут предложить вернуть деньги за «небольшую комиссию», то есть оставить себе какую-то часть денег «за беспокойство», — говорит Татьяна Постникова.
Обычно таким образом мошенники выводят деньги, которые уже были похищены у кого-либо. Это помогает избежать ответственности и таким путем скрыть похищенные деньги, перекинув их на человека невиновного. Но взамен получить ту же самую сумму, правда, уже не мошенническую.
— Доказать непричастность к этому сложно. И человека могут привлечь к ответственности, - предупреждает эксперт Банка России.
Есть и другая схема. Злоумышленники отправляют небольшую сумму денег, а потом звонят и сообщают, что одобрен кредит. Человек, конечно, отвечает, что заявку на кредит не подавал. Его переводят на лжесотрудника банка, который «составляет» договор об отказе, высылает СМС-сообщение с кодом и просит назвать его. Если человек соглашается, то тем самым он подтверждает оформление кредита на свое имя или дает преступникам доступ в личный кабинет мобильного банка или «Госуслуг».
— Мошенники создают поддельные (фишинговые) сайты интернет-магазинов или размещают объявления о продаже товара (услуги), а в реквизитах указывают счет жертвы. Покупатель с сайта оформляет и оплачивает заказ, а злоумышленники связываются с жертвой и просят вернуть поступившие деньги.
В результате покупатели, не получившие свой заказ, могут через банк вернуть себе деньги за оплату и еще подать тем скрыть похищенные деньги, перекинув их на человека невиновного. Но взамен получить ту же самую сумму, правда, уже не мошенническую.
— Доказать непричастность к этому сложно. И человека могут привлечь к ответственности, - предупреждает эксперт Банка России.
Есть и другая схема. Злоумышленники отправляют небольшую сумму денег, а потом звонят и сообщают, что одобрен кредит. Человек, конечно, отвечает, что заявку на кредит не подавал. Его переводят на лжесотрудника банка, который «составляет» договор об отказе, высылает СМС-сообщение с кодом и просит назвать его. Если человек соглашается, то тем самым он подтверждает оформление кредита на свое имя или дает преступникам доступ в личный кабинет мобильного банка или «Госуслуг».
— Мошенники создают поддельные (фишинговые) сайты интернет-магазинов или размещают объявления о продаже товара (услуги), а в реквизитах указывают счет жертвы. Покупатель с сайта оформляет и оплачивает заказ, а злоумышленники связываются с жертвой и просят вернуть поступившие деньги. В результате покупатели, не получившие свой заказ, могут через банк вернуть себе деньги за оплату и еще подать в суд за обман, — комментирует Татьяна Постникова.
Иногда мошенники имитируют перевод денег: СМС-сообщение оказывается поддельным. И человек может вернуть деньги, которые на его счет не поступали. Но бывают случаи, когда человек действительно отправил деньги по ошибке. Важно проверять любой подозрительный перевод на карту. Сделать это нетрудно.
— Во-первых, удостоверьтесь, что это точно перевод не вам. Возможно, кто-то из знакомых вернул давний долг, — говорит эксперт Банка России. — Во-вторых, обратитесь в банк по номеру телефона горячей линии, указанной на оборотной стороне карты, на официальном сайте банка или через службу поддержки в мобильном приложении банка. Опишите ситуацию. В банке есть реквизиты плательщика, и по ним оператор без проблем проведет обратный платеж с вашего счета. И, в-третьих, предложите отправителю оставить заявку на возврат переведенных денег. Отправитель должен обратиться в свой банк, через который он делал перевод, и сообщить об ошибочном платеже. Обычно банк переводит деньги обратно в течение нескольких часов.
Главное, все оформлять официально через ваш банк.