Вторник, 23 июля 2024, 14:19
Ясно 24°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...

Художник должен дурковать

На фото художник Николай Полисский. Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Прогуливаясь по территории Дома писателей в Переделкине, обратите внимание на лес. «Архилес». Он появился только этим летом. Витиеватые стволы деревьев словно ограждают каждый пенек. Необычно, подумаете вы, и будете правы. Это работа известного художника Николая Полисского, произведения которого раскинуты от Европы до Азии. И вот одно из них появилось у нас, в Новой Москве. Чтобы узнать, что оно означает, «НО» отправились в гости к художнику.

«Архилес» вырос у Дома писателей неслучайно. Еще недавно здесь стояли шикарные вековые ели, которые пережили практически все: войны, стройки и перестройки, известных писателей и литераторов. А вот пали при виде маленького жучка: жук-типограф в одно мгновение погубил старинных гигантов, на месте которых остались одни пеньки.

25 июля 2022 года. Внуковское. «Архилес» на территории Дома писателей в Переделкине. Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Когда Николай Полисский оказался тут, то сразу понял, что надо делать. Место ему подсказало все само: и то, что каждый столетний пенек нужно «огородить» огромными скрученными ветками. И то, что форма их должна быть изогнута.

— Ведь здесь жили писатели. А вековые ели... они свидетели всего того, что здесь происходило. Тут бывали люди высокого интеллекта. Их постоянно что-то мучило, ломало, крутило, вертело, — думал он. — Нужно создать искривленное пространство, чтобы показать жизнь тех, кто бывал здесь каждый день.

К созданию «Архилеса» Полисский подошел архипросто. Взял помощников (простых деревенских мужиков), отправился в лес и вышел оттуда с сотней кривых веток черемухи. К природе Николай относится бережно. А черемуху, так же как орешник, использует только потому, что это по своей сути сорняк. Его разрешали рубить на дрова даже в сталинские и хрущевские времена, потому что рос тот быстрее, чем нужно. А старый орешник к тому же и не плодоносит.

25 июля 2022 года. Внуковское. Марк и Дарья Заболотновы гуляют у нового арт-объекта
Марк и мама Дарья.

И так за несколько недель работы вековые пеньки в Переделкине снова превратились в лес, около которого появилась и соответствующая табличка «Скульптура создана на месте столетних елей, погибших в 2021 году от нашествия жукатипографа». Николай Полисский.

С «Архилеса» мы и начали разговор с Николаем у него в гостях. Дом художника находится прямо в арт-парке «Никола-Ленивец». Ровно на том месте, где почти шесть веков назад пало монгольское иго, войдя в учебники истории как стояние на реке Угре. Теперь тут стоит дом Николая. Художник обосновался здесь, придумал арт-парк, который стал самым крупным в Европе, и построил дом. Ну как дом... Скорее барскую избу, облицованную деревянной «чешуей» и украшенную огромными деревянными колоннами.

На фото инсталяция «Вселенский разум». Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Место в итоге получилось уникальным. Парком его назвать трудно. Нет вам тут ни лавочек, ни новомодных пергол, укрывающих от солнца. Хочешь посидеть — садись прямо на траву, а если жарко — иди в тень, комаров и слепней кормить (а их тьма тут!). Зато взамен получишь... Представьте: идете вы по лесной тропинке и вдруг оказываетесь перед гигантским «нечто». Оно похоже на огромную половину грецкого ореха, только из металла и дерева. Все извивается, скручивается, но при этом выглядит единым и правильным целым. А главное — абсолютно идеально вписывается в ландшафт. Как будто «это» всю жизнь здесь было. Табличка с надписью «Вселенский разум» все объясняет. Да! Наверное, именно так и выглядит «центр космической мысли».

Идем дальше, и вдруг — «Сарай». Вроде бы обычный, сколько таких в деревнях стоит. А заходите внутрь и понимаете — красота! Через стены, словно через сито, просачиваются сотни лучей. А все потому, что в каждой досочке сделаны сотни отверстий (600 штук на квадратный метр!!!). Казалось бы: ну что в этом сложного. А потом понимаешь — все. Ведь ты же до этого не додумался. А «Ухо»? Стоит на полянке деревянное ухо, будто тоже из земли выросло. Забираешься в него, и кажется, что все, тишина кругом. Только ты и природа. Сидишь, птичек слушаешь. А что еще надо?

— Николай, сейчас в парке стоят ваши скульптуры и работы других художников. А что было первым?

— Первыми снеговики были. Вот как раз на этом склоне, перед речкой. С них и начинал лет 20 назад. Вообще не понимал, почему это делаю... Взял двух тогдашних соавторов и начал лепить. Шло сложно: то снег не лепился, то дела какие-то были. А потом взял да нарисовал план, как снеговики должны к реке «спускаться», пришел к местному дяде Юре и говорю: «Ты собери мужиков, может, они слепят. А я по десять рублей за снеговика дам». Уехал, уже и забыл об этом. А вдруг звонят: «Приезжай расплачиваться».

Ну сколько могут слепить мужики? 10, 20. Ладно, от силы штук 30... 220!

— И тогда вы поняли, что это место особенное и вам есть где развернуться и начать творить?

— Да! Меня сразу торкнуло: земля ничейная. Место шикарное. И снеговики — только начало... Говорят, художник должен время почувствовать. Это было мое время. Я ведь тогда всю свою жизнь поменял, хотя все было — и известность, и картины мои хорошо продавались. Мне тогда было 42 года. А я все беру и бросаю... Многие смеялись надо мной.

— И как вы не побоялись жизнь поменять...

— Не знаю. Тайна. Но сомнений в том, что я делаю, не было. Хватило же дури тогда. Сейчас, когда это место известным стало, все говорят, мол, я все просчитал. А как это возможно?

История Полисского больше похожа на сюжет фильма про человека, который пошел ва-банк и поставил все на армию снежных скульптур (похожие, кстати, даже потом в центре Москвы появились, уже как арт-объект) и выиграл!

«Красный мост» в арт-парке. Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

И работа закипела. Николай ходил по «своим угодьям», присматривался к деревцам, полянкам, рощам... А в голове возникали все новые и новые проекты. Так появились удивительный «Бобур» — то ли гигантские деревянные трубы, то ли хоботы древних слонов, собранные в пучок, и «Маяк» — огромное сооружение из веток на берегу Угры.

Посмотреть на работы мастера люди приезжали со всей страны. Сначала поток туристов был небольшим, но с каждым годом слава парка и необычных скульптур росла. Даже иностранцы начали приезжать. И это при том, что нормальной дороги к Николе-Ленивцу все это время не было. По камням ехали, как по стиральной доске, боясь колесо проколоть (а многие и прокалывали!). А зимой... даже трактор это место стороной обходил.

— Да, главными претензиями всегда были сортиры и дороги. Сортиры теперь колотят как не в себя. А дорогу делать начали.

— Когда иностранцы к вам ездили, ничего про нее не говорили?

— Иностранцы вообще радуются. Для них это экзотика! Ругаются только наши. Кстати, с иностранцами здесь вообще смешной случай был. До пандемии они частенько сюда приезжали.

— Я сам видел: человек не местный в гости к кому-то, видимо, приехал. Заходит в магазин — все хорошо. А выходит — так его 15 иностранцев встречают. И все на французском говорят! Видели бы вы его глаза. Он как будто телепортировался!

И чем популярнее становилось это место, тем больше известности получал Полисский. Не только своими инсталляциями, но образом жизни, работы. Конечно, он сам, в одиночку, не смог бы все это великолепие построить. Есть у него соавторы и помощники — местные мужики. Да, без художественного образования, да, без чуйки мастерской. Зато рукастые. Хотя... Есть и самородки. Пока мы разговаривали с Николаем, недалеко на полянке трудился Дмитрий: мастерил журавлей из дерева. Сейчас он тоже художник, целую мастерскую имеет. А ведь начинал тут еще ребенком, до сих пор помнит, как самых первых снеговиков лепил. При этом никогда Николай учиться в художественное его не посылал. Сам преподавал, да сбежал, потому что чувствовал, будто бы принуждает людей быть художниками. А это, по его мнению, не профессия, а образ жизни.

— А жизнь и работу еще и уметь разделять надо.

— У вас получается?

— Да вроде получается. Если и семья, и работа есть. А то ведь совсем дуркануть можно. В жизни этого делать не надо. А вот в искусстве... Кому нужен художник, который не дуркует?

— А кто-нибудь, как вы, создавал подобные арт-парки по России? Не замечали?

— Были попытки. Это хорошая идея освоения земель. Но не получается ни у кого. Опять же дурки не хватает. Мне ведь тоже работы приносят. Выставляться в парке хотят... А выбрать почти нечего. Кто-то даже меня копировать пытается, а зачем? Все равно так не получится.

Сейчас арт-парк Полисского — это своеобразное мерило для художников. Выставлялся у него? Вот тебе и призвание. Не пустил мастер в свой парк? Значит, не достоин еще. Расти дальше. Учись дурковать. Хотя сам Николай, придумывая очередную скульптуру, всегда волнуется и переживает: а вдруг не получится. Приезжает на место, долго ходит, смотрит, думает, вновь сомневается... Такой человек —и не верит в себя? Да, вот так бывает, тем более что он вообще практически ни во что не верит. Ни в себя, ни в ауру, ни в земные токи.

— Ну а в Бога-то вы верите?

— В Бога... — тут Николай задумывается. — В Бога, пожалуй, да.

В ТЕМУ

Жук-типограф (он же короед-типограф), что уничтожил вековые ели в Переделкине, — тот еще вредитель. Поселяется в нижней и верхней частях еловых стволов (другие хвойные породы, как правило, не предпочитает) и с каждым днем все больше и больше ослабляет дерево, из-за чего в нем заводятся вторичные вредители. В конечном итоге ель погибает.

Новости партнеров