Вторник, 23 июля 2024, 14:20
Ясно 24°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...

Неизвестная столица

2 февраля 2021 года. Рязановское. Художник Александр Матрешин открыл в музее-усадьбе «Остафьево» выставку картин о дореволюционной Москве. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Узнать, как выглядела дореволюционная Москва, можно, заглянув на выставку столичного художника Александра Матрешина «Яблочные ворота», которая открылась в музее-усадьбе «Остафьево» — «Русский Парнас». Уникальна она тем, что на эту тему картин еще никто не писал.

И если тот же Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» описал дореволюционный город в деталях, то художники XX века как будто вовсе решили пройти мимо этой темы. Поэтому о той самой Москве остались лишь воспоминания, которые Александру Матрешину приходилось собирать иногда даже по крупицам: в книгах, в архивах, изучая старинные фотографии. Ведь здесь было важно абсолютно все: и цвет, и оттенок, и пропорции зданий, которые теперь оказались безвозвратно утрачены.

Картина «Яблочные ворота». Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Эту тему он изучал десять лет, а картины писал еще двадцать. За треть века он узнал о столице все что можно. И теперь может водить по городу экскурсии. Но пока он «отыгрывается» только на случайных прохожих.

— Как-то иду по Большому Каменному мосту и думаю? а москвичи вообще знают, что вокруг? Внизу — Боровицкая площадь и памятник Владимиру Великому... Но это знаю я, а они? — рассуждает Матрешин.

Поэтому художник остановил первого встречного и, указывая на князя Владимира, спросил: «Подскажите, пожалуйста, а кому установлен тот памятник?» И услышал весьма впечатляющий ответ. Раз «мужчина» с крестом в руках, предполагал незнакомец, значит, Христос Спаситель... Что интересно, так ответили человек девять. И только один из них невозмутимо сказал: «Это же князь Владимир!»

— Тут я не удержался и спросил: а чей князь, московский? На что услышал потрясающий ответ: «Дядь, ну ты что, раз в Москве стоит — значит, московский», — улыбается Александр Матрешин.

Так художник окончательно убедился в том, что не зря потратил столько времени, изучая деловой центр старой столицы и развенчивая мифы о дореволюционной Москве.

— Самый распространенный о том, что она была якобы купеческой, — считает Александр Матрешин.

Купцов в то время в Москве было процентов десять, не больше.

— А в основном в ней жил мастеровой люд, который, как правило, приезжал из близлежащих деревень на зимний период, когда не было огородов, и налаживал свой бизнес, — рассказывает Матрешин.

Собирались они на Рождество Богородицы и первым делом устраивали «засидки». Такая картина тоже есть на выставке

 — Мастеровые собирались вместе, их хозяин выставлял на стол бутылку самогона, закуски, начиналась пьянка, после которой мастеровой люд и начинал свою работу, — говорит Матрешин. — К тому времени они пропивали все что можно. И только после этого начинали работать.

Картина «Наводнение». Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

— Это было на самом деле. И именно так жила та, старая Москва, — говорит Матрешин. — А вспомните доходные дома на Хитровке, где собирались самые низшие слои населения. Пристанище здесь находили воры, уголовники.

И пример такого доходного дома он тоже нашел, правда, уже не в книгах, а путешествуя по России. Оказывается, похожие строения до сих пор можно увидеть в других городах.

Изобразил художник даже рынок на Охотном ряду, «оставив» в центре картины маленькую собачку — первую зверюшку, что спасла местных продавцов от крыс, досаждающих на каждом шагу.

Поэтому Москва, изображенная Матрешиным, совсем другая. Где-то мрачная и слишком суровая, а где-то наоборот — легкая и светлая. Правда, чего в ней было больше — сложный вопрос.

Справка

Александр Матрешин — член Московского союза художников. Окончил среднюю художественную школу при Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова и Всероссийский институт кинематографии. Оформил и проиллюстрировал более сотни книг.

Новости партнеров