Понедельник, 22 июля 2024, 22:32
Облачно С Прояснениями 19°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...
15 сентября 1947 года, Переделкино. Симонов на крыльце. Фото: PASTVU.COM

Дачная жизнь советского Киплинга

15 сентября 1947 года, Переделкино. Симонов на крыльце. Фото: PASTVU.COM
15 сентября 1947 года, Переделкино. Симонов на крыльце. Фото: Pastvu.com

В субботу, 28 ноября, исполняется 105 лет со дня рождения Константина Симонова (1915–1979). Вторая половина жизни знаменитого поэта и военкора была связана с территорией нынешней Новой Москвы.

У Константина Симонова были в разное время дачи в самых известных поселках литераторов. С 1946 года и до середины 1950-х годов он жил в Переделкине, а затем до самой смерти — в «Советском писателе», который чаще называют Красной Пахрой. К сожалению, о переделкинском доме Константина Михайловича известно гораздо меньше, чем о пахринском.

Бассейн для звезды экрана

Землю в Переделкине Симонов купил 5 октября 1946 года у писателя Федора Гладкова. Договор давал ему «право застройки, во исполнение которого на участке возведен: одноэтажный деревянный жилой дом с мезонином и сарай». Там Константин Михайлович поселился со своей третьей женой, знаменитой актрисой Валентиной Серовой, и ее сыном от предыдущего мужа Толей (в 1950 году у поэта и актрисы родилась общая дочь Маша). Несколько раз в гости к Симонову привозили его сына от второго брака Алексея, родившегося в 1939 году — сегодня он известный журналист, председатель Фонда защиты гласности.

25 февраля 1975 года. В Пахре. Фото: Михаил Трахман/Риа Новости
25 февраля 1975 года. В Пахре. Фото: Михаил Трахман/Риа Новости

— Дача находилась отдельно от поселка, в полутора километрах от него, почти возле станции Переделкино, — вспоминает Алексей Симонов. — Между станцией и дачей была Колычевская усадьба, которая через некоторое время, еще при жизни отца там, стала патриаршим подворьем. Я даже не знаю, какой у нее был адрес — улицы там, по сути, не было.

В феврале 1947 года Константин Михайлович писал знакомому, американскому переводчику Бернарду Котену: «Ну ты сам понимаешь, что частному человеку построить на свои средства зимний загородный дом сейчас не так просто в стране, где столько разрушено и где в первую очередь <…>строятся гораздо более важные вещи». Тем не менее постепенно Симонов сумел возвести над дачей небольшой второй этаж. На участке был запущенный пруд, в котором Алеша Симонов и Толя Серов ловили тритонов. А в начале 1950-х годов там выкопали еще и бассейн — неслыханную по советским временам роскошь. Впрочем, сплетники эту роскошь преувеличивали.

— У меня на полке стоит книга, в которой написано, что пьяная Валентина Серова съезжала в золотистом платье в этот бассейн по специальной эстакаде! — возмущается Алексей Симонов. — Бред. Вздор. Возле бассейна были только тумбочки по периметру. Действовал он только летом — никакого подогрева там, естественно, не имелось.

А вот личные особенности Серовой, о которых сегодня любят писать желтые биографы, — увы, не миф. Если Алешу оставляли ночевать в Переделкине, то каждый вечер «тетя Валя» входила в его комнату, как он вспоминал, «тревожно-аккуратной походкой», садилась рядом и начинала оправдываться, что ни в чем перед ним не виновата, что не уводила Симонова у его матери... Спустя много лет Алексей Симонов понял, с чем были связаны и эти исповеди, и эта походка. А в последний приезд в Переделкино Алеша нашел в будке у ворот участка склад пустых бутылок из-под вина и водки. Причем в винных посудинах пробки были протолкнуты внутрь: тем, кто их открывал, явно недосуг было искать штопор.

— Такое ощущение, что кто-то из хозяев, а было их всего двое, пил от другого тайком, — восстанавливает картину Алексей Симонов. — Причем наспех, стараясь добраться до содержимого как можно скорее.

1960-е, Пахра. Справа налево: Симонов, чилийские поэты Володя Тейтельбойм и Пабло Неруда, жена Неруды Матильда, Лариса Жадова. Фото: RUSSIAINPHOTO.RU
1960-е, Пахра. Справа налево: Симонов, чилийские поэты Володя Тейтельбойм и Пабло Неруда, жена Неруды Матильда, Лариса Жадова. Фото: Russianphoto.ru

В начале 1950-х годов отношения поэта и актрисы разладились. Алексей Симонов не знает, вместе ли они продали дачу или Серова сделала это уже после развода — как он говорит, «я не был в достаточной степени членом той семьи». У новых хозяев дача сгорела, а впоследствии на ее месте был восьмиквартирный дом для отдыха писателей.

Кабинет по собственному эскизу

В октябре 1952 года Константин Симонов стал одним из первых десяти пайщиков кооперативного поселка «Советский писатель» и к середине 1950-х построил там дом. В 1956 году Константин Михайлович вступил в четвертый, последний брак — с искусствоведом Ларисой Жадовой, вдовой поэта Семена Гудзенко, и удочерил ее пятилетнюю дочь Катю (сегодня она профессор Института стран Азии и Африки, один из ведущих специалистов по Японии).

— В 1957 году у меня родилась сестра Саша, — рассказывает Екатерина Симонова-Гудзенко. — Маму с ней из роддома привезли в Пахру — кооперативная квартира родителей в Москве еще достраивалась.

В отличие от некоторых соседей-писателей Константин Михайлович не жил в Пахре постоянно: он делил время между дачей и городской квартирой, к тому же у него был дом в абхазском поселке Гульрипши, куда семья уезжала на лето.

— Когда мы с сестрой пошли в школу, то на дачу стали ездить по выходным, иногда на каникулы, — объясняет Екатерина Симонова-Гудзенко. — С годами нам все меньше хотелось туда, а родители, наоборот, стали проводить там все больше времени.

1978–1979 годы, Москва. Слева — Саша, справа — Катя. Фото: фото из архива Екатерины Симоновой-Гудзенко
1978–1979 годы, Москва. Слева — Саша, справа — Катя. Фото: фото из архива Екатерины Симоновой-Гудзенко

Симонов и в Пахре очень много работал — над романами, стихами, статьями, мемуарами, сценариями к документальным фильмам (причем некоторые из них даже снимались на его даче). Он постоянно писал рецензии, заступался за кого-то, помогал устраивать людей в больницы, доставать протезы. А в редкие часы отдыха успевал много заниматься домом. Детство Кати и Саши в Пахре прошло в атмосфере постоянного ремонта. Константин Михайлович в молодости окончил фабрично-заводское училище и впоследствии не растерял навыков токаря по металлу.

— Многое в Пахре было сделано по отцовским идеям и эскизам, — говорит Алексей Симонов. — Например, в большом кабинете, с окном почти во всю стену, письменный стол имел дугообразную форму. Удобно, когда до любого предмета легко дотянуться.

В Пахре вместо бассейна Симонов построил (уже в 1970-е годы) другую невиданную в СССР западную штучку — бар со стойкой. Накупил на зарубежные гонорары заграничных напитков и вместе с приезжавшим в гости сыном охотно их дегустировал. Впрочем, не только их. Константин Михайлович обожал готовить: особенно ему удавались мясо и экзотические салаты. В Пахре открылась новая грань его кулинарного таланта.

— Именно там я впервые попробовал знаменитую отцовскую «симоновку», — признается сын поэта. — Полную бутылку набивают рябиной, и оставшееся небольшое пространство заливают водкой. Через десять дней получается примерно 37-градусный напиток, розовый и абсолютно лишенный сивушных масел.

1960-е. С Сашей в Пахре. Фото: RUSSIAINPHOTO.RU
1960-е. С Сашей в Пахре. Фото: Russianphoto.ru

А вот к земледелию Константин Михайлович был равнодушен: ни сада, ни огорода на даче не завел. Вместо этого он предпочитал гулять (в основном за пределами поселка), кататься зимой на лыжах, ходить в гости к соседям и принимать их у себя.

— Однажды, когда мне было лет 9 или 10, папа попросил меня отнести какой-то пакет писателю Льву Шейнину, жившему неподалеку, — вспоминает Екатерина Симонова-Гудзенко. — У него были две ужасно злобные и крикливые болонки. Я наотрез отказалась. Папа сказал, что они никакой опасности не представляют, и он это докажет. Я осталась ждать его на дороге, а он вошел в калитку, не обращая внимания на собачонок, заливавшихся истошным лаем. Тогда они вцепились ему в брюки. Он прошел в дом, оставил пакет и вернулся к калитке с висящими на нем болонками. Как он отдирал их от брючин, не помню. Но больше он мне таких поручений не давал.

Дача Симонова в Пахре, к счастью, сохранилась: там сейчас живут потомки его младшей дочери Александры. Они тщательно избегают публичности, поэтому просили не называть адрес дома.

Цитата:

«Симонов-дизайнер, по собственным проектам создающий прежде всего свое рабочее место — столы, полки для рукописей, книг и архивов, — особая тема. Некоторым его произведениям в этом русле, вероятно, могли бы быть присуждены патенты <…>В рабочем кабинете К. М. на Пахре до сих пор стоит верстак. Он любил работать руками. Все находящиеся в этом кабинете бронзовые пепельницы вычеканены им самим. Он придумал, как делать вазы из толстых стеблей бамбука и увлекался их изготовлением. Я уже не говорю о том, как метко он замечал камни или деревяшки, способные в интерьере превратиться в произведения декоративного искусства. Их много лежит на каминной доске и на подоконниках Пахринского дома». (Из неопубликованных записей вдовы Симонова Ларисы Жадовой, предоставлены Екатериной Симоновой-Гудзенко).

Кстати:

Легендарное стихотворение «Жди меня» было написано в конце июля 1941 года в Переделкине. Собственной дачи у Константина Симонова тогда не было: после первой командировки на фронт он гостил в домике Льва Кассиля на улице Серафимовича, 7. В начале нынешнего года по инициативе преподавателя Литературного института имени А. М. Горького Фарита Нагимова, тоже живущего в Переделкине, на заборе этого дома разместили информационный плакат. А наследники Константина Симонова уже много лет добиваются того, чтобы установить рядом с этим домом памятную доску.

Факт:

Константин Симонов умел водить машину, но предпочитал пользоваться услугами шофера. В 1950–1953 годах, в период жизни в Переделкине, Симонов был главным редактором «Литературной газеты», которая выходила тогда по вторникам, четвергам и субботам, причем один из номеров он вел всегда сам. Вечером в четверг, после заседания редколлегии, Константин Михайлович уезжал в Переделкино до воскресенья, прихватив с собой оттиски сверстанных полос субботнего номера. В пятницу днем шофер отвозил их в Москву, тщательно вычитанные, с пометками на полях. В дороге Симонов тоже времени не терял: писал ответы на письма, положив на колени алюминиевый пюпитр с зажимом для бумаг.

Новости партнеров