Понедельник, 22 июля 2024, 22:30
Облачно С Прояснениями 19°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...
Корней Чуковский. Фото: И. Савинова/Фотохроника ТАСС

Внук дедушки Корнея

Корней Чуковский. Фото: И. Савинова/Фотохроника ТАСС
Корней Чуковский. Фото: И. Савинова/Фотохроника ТАСС

Полвека назад, 28 октября 1969 года, ушел из жизни Корней Чуковский. В этот день на его могиле в Переделкине встречались те, для кого слова «дедушка Корней» — не метафора. А именно — внуки и правнуки Корнея Ивановича.

Иосиф Бродский. Фото: РИА Новости
Иосиф Бродский. Фото: РИА Новости

Сегодня дед и один из внуков расскажут нам друг о друге. О Корнее Ивановиче вспоминает 76-летний Дмитрий Чуковский, телевизионный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ, сын его старшего сына Николая Корнеевича. А мы подобрали выдержки из дневника Чуковского, в которых он описывает «Митю».

 

— Дмитрий Николаевич, вы жили в Переделкине у деда?

— Я учился в школе в Москве, а в Переделкине жил на каникулах. Бывал на его знаменитых кострах, где он устраивал «фонтаны из конфет», и мы, пионеры, наслаждались этим кондитерским раем. А когда стал взрослым, жил там со своей семьей с апреля до ноября.

— Дедушка наверняка бывал в московской квартире ваших родителей. Какие приходы вам запомнились?

— Он приходил на мои дни рождения. Однажды я на один такой праздник на люстру повесил бумажку: «Ура, мне 10 лет». А он пришел и с другой стороны бумажки написал: «А мне, увы, 74». Подарком обычно была хорошая книга. Но вообще лучшим подарком был он сам.

— Каким был его переделкинский быт?

— Он питался очень просто. Человек, который хочет держать себя в форме, не будет нагружать себя излишествами. Утром — каша, днем — суп. Гастрономический изыск был только один — «варэники з вышней», его любимое лакомство с детства (Чуковский вырос на Украине. — «НО»). Вставал он часов в 5–6, а лечь старался в девять вечера. Но он много лет страдал бессонницей, и обязанностью домашних было ему на ночь читать.

Самуил Маршак. Фото: РИА Новости
Самуил Маршак. Фото: РИА Новости

— Подо что он предпочитал засыпать?

— Это мог быть, например, его любимый Диккенс. Обязательно нужно было, чтобы книга не была для него новой, чтобы он знал сюжет, и чтобы ритм был убаюкивающий. Читать нужно было около часа. Бывает, ты думаешь, что он заснул, а он говорит: «Нет-нет, еще продолжай». Иногда он машинально поправлял тебе ударение в каком-нибудь слове: это была хорошая школа.

Александр Солженицын. Фото: Фотохроника ТАСС
Александр Солженицын. Фото: Фотохроника ТАСС

— К нему приезжали в гости многие писатели. Чьи приезды вам запомнились?

Запомнился Зощенко. Он с Корнеем Ивановичем был на «вы», а с моим отцом — на «ты». Знаменитый рассказ «Аристократка» — реальная история, произошедшая однажды с моим отцом в театре. Зощенко купил у него сюжет за пачку папирос, сделал героя водопроводчиком, дал ему смешной язык. Мне Зощенко был интересен не столько как писатель, сколько как человек. Я слышал, что он был отравлен газами в Первую мировую войну. Он был смуглый, черноглазый, и мне казалось — это он тогда обуглился. Помню приезд Давида Бурлюка. Он к тому времени уже больше 30 лет жил в эмиграции и словно не осознавал, сколько же времени они не виделись. Его жена спросила Корнея Ивановича: «Как ваши дети?», даже не подумав, что у этих детей уже есть свои внуки (согласно дневнику Чуковского, Бурлюк приезжал к нему в мае 1956 года, и это он спросил про детей, а не его жена. — «НО»). Приезжала Мария Будберг (возлюбленная Максима Горького в 1920 — 1933 годах, впоследствии — эмигрантка. — «НО»). Это Корней Иванович познакомил ее с Горьким. Он нашел ее в Петрограде в квартире, где лопнули трубы отопления, вода залила паркет и застыла, ножки мебели вмерзли в лед. Будберг произвела на меня впечатление своим рассказом. Крепкая женщина, с большой биографией.

Как отзывались гости-эмигранты о Переделкине?

Для одних было полным нонсенсом, как это могут все писатели жить вместе. Но те, кто знал Корнея Ивановича по Куоккале (местность под Петербургом, где в начале ХХ века были дачи у Чуковского, Ильи Репина, Леонида Андреева, где бывали Горький и Маяковский. — «НО»), считали, что это продолжение той самой жизни. Стремление людей художественной натуры собраться вместе, помогать друг другу, общаться вполне естественно.

Давид Бурлюк. Фото: РИА Новости
Давид Бурлюк. Фото: РИА Новости

— Чуковский прожил 87 с половиной лет и умер не от инфаркта или инсульта, а от вирусного гепатита. Почему так странно получилось?

Тогда медицинские шприцы не были одноразовыми. Недобросовестное кипячение — и следствием стало заражение желтухой. Поскольку ему было уже столько лет, ничего нельзя было сделать, лекарств не было, о пересадке печени нельзя было и думать. Но было сделано все, чтобы, по крайней мере, облегчить его страдания.

— Каково было потом жить на даче, которая сама собой превратилась в народный музей?

От народу не было отбоя. Моя сестра начала водить экскурсии, я ей помогал. Иногда не гости что-то узнавали про деда от меня, а я от них. Нам приносили его фотографии, вещи с его автографами. А одна женщина подарила рукописную книгу сказок Корнея Ивановича. Она родилась в лагере, и ее мама по памяти записала для нее стихи и нарисовала к ним картинки.

ЦИТАТЫ

Из дневников Корнея Чуковского:

У нас Митя, очень милый, добрый — сильно изменившийся к лучшему. Ум у него удивительно быстрый. Мы смотрим с ним карикатуры без подписей. Покуда я соображу, в чем здесь суть, он безошибочно угадывает всю ситуацию, делающую рисунок смешным. (9 ноября, 1960)

Михаил Зощенко. Фото: РИА Новости
Михаил Зощенко. Фото: РИА Новости

 

Сегодня Митя держал первый экзамен — русский письменный. Дали тему: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Он написал удачно: ввел всякие сказания о геройствах от «Слова о полку Игореве» до «Волоколамского шоссе» Бека. Я очень волновался за него — из чего заключаю, что за то время, пока он живет у меня, я успел полюбить его. (4 августа, 1961)

Митя (крайний слева) с дедом и родственниками
Митя (крайний слева) с дедом и родственниками

Лида и Фрида Вигдорова хлопочут сейчас о судьбе ленинградского поэта Иосифа Бродского, которого <...> должны завтра судить за бытовое разложение <...> Маршак охотно включился в эту борьбу за несчастного поэта. Звонит по телефонам, хлопочет. — Пойдем, поговорим о нем по прямому проводу, — предложил он. У меня (в санатории в Барвихе. — «НО») в это время был Митя. Он помог Маршаку взобраться на 2-й этаж в ту комнату (рядом с кино), где телефон. <...> Митя в промежутке между звонками стал рассказывать о Солженицыне. Солженицын пришел в студию МХАТ’а посмотреть инсценировку «Случая на станции». <...> Маршак внимательно слушал этот Митин рассказ и вдруг сказал совсем простым голосом: «Мне плохо» и сомлел. Митя чуть не на руках отвел его в его палату (№ 23), мы вызвали врача, открыли фрамугу окна, и через неск. минут он отошел. «А я думал, что умираю»,— очень просто сказал он. На Митю все это произвело большое впечатление. (17 февраля 1964)

Был чудесный Митя. Рассказал об Олеше. Тот пьяный вышел в вестибюль « Астории» и говорит человеку с золотыми галунами: — Швейцар! Позовите такси! — Я не швейцар. Я адмирал! — Ну так подайте катер. (16 октября 1967)

 

Справка

У Корнея Чуковского было четверо детей: Николай (1904–1965), Лидия (1907–1996), Борис (1910– 1941) и Мария, больше известная как Мурочка (1920–1931). В настоящее время живы только потомки его сыновей.

Новости партнеров