Вторник, 23 июля 2024, 02:27
Облачно С Прояснениями 17°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...
Автор романа «Зулейха открыват глаза» Гузель Яхина. Фото: Юрий Смитюк, ТАСС

Давить на режиссера я не хочу

 

Автор романа «Зулейха открыват глаза» Гузель Яхина. Фото: Юрий Смитюк, ТАСС
Автор романа «Зулейха открыват глаза» Гузель Яхина. Фото: Юрий Смитюк, ТАСС

Писатель Гузель Яхина — о ссыльных в Новой Москве, метаморфозах женщины, о новом романе «Дети мои» и съемках сериала «Зулейха открывает глаза» (репортаж о съемках на стр. 12–13).

— В одном из интервью вы сказали, что потратили на написание романа «Дети мои» два года. Цифра верна?

— Да. Двадцать месяцев я писала, а еще месяца четыре ушло на вычитку, редактуру, корректуру. Так что все верно.

— Для вас это много или мало?

— У меня не так много книг, чтобы выводить среднее арифметическое. Каждый роман имеет свое время созревания, свою скорость рождения. Идея романа «Дети мои» возникла задолго до того, как я села его писать — еще в те времена, четыре года назад, когда работала над сценарием, посвященным немецкому Поволжью, и собирала материалы по теме. Так что база уже была. Оставалось лишь добрать немного фактуры и сесть писать, отложив все прочие дела.

— То есть с полным отрывом от, так сказать, прочего «производства»?

— Да. Все свои силы я бросила исключительно на написание романа. Иначе не получилось бы.

— Вы работали маркетологом, сценаристом. Это успех вашей первой книги — «Зулейха открывает глаза» — позволил вам сосредоточиться исключительно на писательстве?

— Сценарист я только по диплому, потому что ни одного большого реализованного кино — или телевизионного проекта — у меня нет. Но это так, для справки. Что же касается вашего вопроса, то да: это большое счастье, что первый роман дал мне возможность качественно поработать над вторым — роман о Зулейхе переиздавался, переводился на иностранные языки, ставился в театре, сейчас по нему снимается сериал.

— Другими словами, вас можно назвать профессиональным литератором, существующим исключительно на доходы от собственных книг.

— Не совсем корректное обобщение, на мой взгляд. Я ведь рассказала про свой первый роман. Кто знает, что принесет второй. Не факт, что с ним произойдет такая же история. И уж точно неясно, какая судьба ждет последующие книги. Так что пока я, скорее, просто «начинающий автор».

— Автор и авторка? Как вас правильно называть в наши тяготеющие к далеко не всегда благозвучно звучащим феминитивам времена?

А мне совершенно без разницы! Точнее, так: я очень спокойно отношусь к любому названию, спокойно отношусь к феминитивам, спокойно отношусь к слову «автор», поэтому в данном отношении с моей стороны нет никаких особенных пожеланий.

— К слову, о пожеланиях… Вы уже упомянули, что сейчас по вашему роману «Зулейха открывает глаза» снимается фильм. Добавлю: 4 февраля на сцене Московского театра им. Пушкина Башкирский театр драмы покажет спектакль по этой же книге. Вы сами себе могли представить такое?

— Нет, конечно, нет! То, что случилось, превосходит все прогнозы, мечты и фантазии.

Дополню немного: помимо спектакля Башкирского театра сейчас готовятся еще две постановки по «Зулейхе». Одна — в Екатеринбурге (премьера состоялась на днях), вторая — в Новосибирске.

— Их режиссеры согласовывают с вами тексты пьес?

— Знаете, мне как-то предлагали поработать над сценической версией «Зулейхи», но я отказалась. Думаю, что правильнее этим заниматься профессиональным драматургам. И еще… я не хотела бы снова оказаться внутри собственного романа, потому что уже давно вышла из этой истории: она для меня закончена. Я отвечаю за тот текст, который есть в книге, а за постановки пусть отвечают режиссеры и драматурги, которым я доверяю.

— Между тем ваша страница в «Фейсбуке» напоминает информационные сводки со съемок сериала «Зулейха открывает глаза». Кажется, что вы почти ежедневно держите этот процесс под контролем.

— Да что вы! Я была на съемках всего один раз, в сентябре под Казанью! Но с режиссером Егором Анашкиным мы, конечно, взаимодействуем, решаем вопросы.

Я дважды вычитывала сценарий, давала комментарии, встречалась с некоторыми актерами — по их желанию. А теперь жду, когда весной мне пришлют рабочий монтаж серий. И — все. Потому что давить на режиссера я не хочу. Да, и мне есть чем заняться — пробую сложить третий роман.

— Хотите сказать, что не ездили на съемки даже тогда, когда они проходили на территории Новой Москвы?

— Не ездила. И даже не знаю, какие именно сцены там снимались. Могу лишь, глядя на фотографии, предположить, что это были сцены на пути раскулаченных в ссылку.

— А скажите, Гузель, честно: вы смотрите российские сериалы?

— Смотрю. И некоторые из них мне очень нравятся: «Оттепель» Тодоровского, ставшая «первой ласточкой» хорошего российского телепроизводства. А теперь вот — «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова.

— Но все эти сериалы — чисто сценарные истории, тогда как «Зулейха» основывается на книге. Скажите, вам не страшно, что на экране ваш роман будет упрощен, превращен в слезливую мелодраму?

— Это было моим главным пожеланием, озвученным и режиссеру: не заслонить мелодраматической лини ей дыхание большой истории — не превратить фильм в любовный сюжет в исторических костюмах.

— Раскулачивание, ссылка, сталинские времена — это все важные исторические аспекты романа. Но что еще и из него, и из сериала вы бы хотели, чтобы вынесли для себя люди?

— Каждый вынесет то, что он захочет… Я же хотела рассказать человеческую историю: показать метаморфозу женщины, преодолевающей языческое сознание и благодаря этому перемещающейся из прошлого в настоящее. Я писала о женщине, которая освобождается внутренне в условиях неволи. О женщине, отвечающей на те же вопросы, на которые многие женщины отвечают и сегодня.

И эта психологическая линия лично для меня — главная в романе.

Новости партнеров