Четверг, 14 ноября 2024, 18:19
Пасмурно 1°

Опросы

Всемирный день вторичной переработки отмечают 15 ноября. Знаете ли Вы, в каком населенном пункте в ТиНАО расположен экокластер с пунктом раздельного сбора вторичных материальных ресурсов?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  В Краснопахорском районе ТиНАО формируется крупный пищевой кластер. Город предоставил землю для локализации производства уже пятой компании, которая построит комплекс по выпуску готовых блюд. Договор аренды заключен по ставке 1 руб. в год.
— В Краснопахорском районе ТиНАО формируется крупный пищевой кластер. Город предоставил землю для локализации производства уже пятой компании, которая построит комплекс по выпуску готовых блюд. Договор аренды заключен по ставке 1 руб. в год.
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

Мелодия в русском стиле зазвучала в музее Щапово

 

Платья и патефон. Экспонаты 1940-е - 60-е. Фото: Мария Иванова. "Вечерняя Москва"

В музее истории усадьбы Щапово 5 июля состоялось торжественное открытие выставки «Мелодия в русском стиле». В состав экспозиции вошли как торжественные, так и повседневные наряды, которые носили женщины дореволюционной, советской и современной России. Кроме этого, для отражения духа времени, в выставочном зале музея были размещены и предметы быта, воссоздающие атмосферу различных эпох. Все экспонаты предоставила коллекционер - Елена Бунакова.

На открытии выступили сотрудники музея, ставшие кураторами выставки, и столичные деятели культуры, которые обратились к публике. После этого Елена Бунакова рассказала о своей коллекции, о том, как менялась мода в течение прошлого столетия. Во время выступления она подробно описала большинство экспонатов, поделившись историями, связанными с костюмами.

В центре зала располагается стол, на котором установлен старинный самовар, обвешенный связкой сушек. Вдоль стен расположены манекены, ширмы и вешалки. Стоит отметить, что организаторы профессионально обыграли выставочное пространство, полностью его задействовав.

Познакомившись с сотрудниками учреждения незадолго до начала торжественной церемонии, мы встретили Елену Бунакову в зале музея, который находится на первом этаже учреждения. Коллекционер  с удовольствием согласилась дать интервью корреспонденту газеты «Новые округа», рассказав о своем собрании нарядов и выставочной деятельности в целом.

- Елена, для начала хочется узнать, с чего все началось. Расскажите о самом первом предмете, ставшим частью вашей коллекции. 

- Для начала отмечу, что в музее представлена лишь часть моего собрания. Коллекцию  можно условно поделить на три тематических направления: национальные наряды народов СССР, костюмы представителей этносов, проживающих на территории России, и костюмы со всего мира. Все началось в далеких восьмидесятых. Мы с мужем много путешествовали по Советскому Союзу - это было связано с его работой. В Таджикистане мне подарили местный национальный костюм - он стал первым предметом, оказавшимся в моем собрании.

 

- После этого вы сразу же решили заняться коллекционированием?

- Нет, это произошло не сразу. Тот костюм на какое-то время стал моим домашним нарядом. Спустя некоторое время мы поехали в Прибалтику, там я уже осознанно приобрела несколько образцов национальной одежды. Конечно, те несколько костюмов, которыми я располагала, было сложно назвать полноценной коллекцией, однако они сразу же нашли свое предназначение. Мы их активно использовали: в частности, задействовали в домашних представлениях, одалживали друзьям. Наверное, тогда и было принято решение начать активно собирать предметы одежды. На сегодняшний день в моей коллекции начитывается около 110 различных нарядов.

- Елена, как вы пришли к выставочной деятельности? Это было целенаправленно?

-  Я долго сомневалась в том, что мое увлечение будет интересно широкой публике. Скорее, воспринимала его как хобби. Постепенно люди стали узнавать о моем собрании через круг общих знакомых. Активно показывать коллекцию я начала несколько лет назад. Меня стали приглашать в гимназии, где я демонстрировала школьникам образцы, параллельно рассказывая о них. Было приятно, что дети интересовались и задавали вопросы. Потом была выставка в Троицке. Недавно здесь, в Щапово, посетители музея смогли познакомиться с экспозицией, в состав которой вошли костюмы народов СССР. Недавно мы обновили ее.

- Какой предмет из вашей коллекции на ваш взгляд наиболее уникален?

- Сложно выделить что-то одно. Они все по-своему особенны. С вещами связаны определенные истории. Об этом я расскажу на лекции, приуроченной к открытию выставки. Отвечая на ваш вопрос, я бы отметила мордовский национальный костюм, пошитый в самом начале 20 века. Он поистине поражает и завораживает своей уникальностью и самобытностью.

- Как формировались эта экспозиция? По какому принципу отбирались предметы?

- Основную часть составили женские костюмы 1920-х - 2000х годов, конечно, есть экспонаты, которые выходят за эти рамки. Композиция составлена в хронологическом порядке, вот здесь, у входа, самые старые экспонаты. Если сделать круг по выставочному залу, то вы увидите предметы одежды, изготовленные относительно недавно - в конце нулевых. В экспозицию вошли как домотканые, так и вещи, относящиеся к массовому производству.  Есть фабричные платья, которые владелицы изменяли самостоятельно - подшивали, добавляли различные элементы. Было бы сложно передать дух эпохи, не разместив в выставочном зале предметы быта, относящиеся с представленным вехам. Обратите внимание на довоенный патефон - он полностью рабочий, при желании его можно завести прямо сейчас. Период, относящийся к 50-70-м годам, дополнительно проиллюстрирован советскими женскими журналами: «Крестьянка» и «Работница».

- В чем заключается концепция выставки? 

- Отразить национальные черты характера русской женщины через манеру одеваться. Показать стремление к красоте и желание хорошо выглядеть даже в самые трудные времена.

К 15:00 в выставочном зале музея истории усадьбы Щапово собралось несколько десятков посетителей. Директор учреждения Изабелла Рожкова произнесла вступительное слово и представила гостей, которые также выступили на церемонии  открытия.

Директор музея Изабелла Рожкова официально открывает выставку

- Сегодня к нам пришли: директор Студии факсимильных музейных воспроизведений Юрий Пекуровский, представители предприятия народных художественных промыслов России «Олеся», руководитель Троицкого музея Оксана Павлова и заслуженный работник культуры Российской Федерации Людмила Иванова. Хочу поздравить с открытием замечательной выставки Елену Бунакову и пожелать ей процветания, благополучия и приумножения ее коллекции на радость всем нам.

После этого коллекционер провела экскурсию по выставочному залу, рассказав собравшимся о большинстве из представленных экспонатов.

-  В одежде москвичек начала прошлого века прослеживались две основные тенденции: в купеческих и мещанских семьях, проживавших в основном в Замоскворечье, носили наряды, в элементах которых прослеживались национальные традиции. Барышни, как правило, следовали модным веяниям, пришедшим из тогдашней столицы - Петербурга. Есть платья 20х-30х - годов: северное - поморское и южное - казачье. Обратите внимание на эту старинную фотографию, - рассказывает коллекционер. - Она здесь не просто так - тут запечатлена женщина, носившая этот наряд чуть менее века назад.

Обращаясь к эпохе Великой Отечественной войны, Елена Бунакова останавливается на образцах ручной вышивки.

Платье 40-х годов с самодельным воротником

- Эти предметы искусства принадлежат одному из самых трудных периодов в истории нашей страны. Молодая девушка начала вышивать, чтобы своим трудом обеспечить родных и себя пропитанием в голодное военное время. Она обменивала это на еду. Таким образом ей удалось прокормить свою семью, - рассказала Елена. - Это голубое платье относится к той же эпохе. Пожелав сделать его особенным, хозяйка пришила воротник, сделанный из обычной салфетки. Здесь вы видите патефон, выпущенный во второй половине 30-х или самом начале 40-х годов. Он полностью рабочий, даже есть пластинка, но, пожалуй, не стоит беспокоить такую старинную технику лишний раз.

Елена переходит к платьям второй половины 20-го века, отмечая разнообразие материалов, вошедших в обиход.

- Такого рода вещи пришли к нам из Италии. Советские производители направили туда делегацию, с целью перенять зарубежный опыт. Возможно, им удалось сделать это не в полной мере, но наши граждане все равно были рады появлению вполне удобных и надежных изделий. Благодаря росту уровня жизни в 80-е женщины уже могут позволить себе приобретать вечерние платья для  особых торжественных случаев: в них посещали театры, надевали на праздничный ужин. Параллельно с этим в наряды возвращаются национальные элементы - особенно популярным становятся узоры павлово-посадких платков. Эта тенденция сохраняется до сих пор.

Закончив экскурсию, коллекционер возвращается к экспонату, о котором она забыла упомянуть.

Платок, выпущенный к юбилею установления советской власти

- Чуть не забыла рассказать вам про этот платок конца 60-х годов. Он размещен в раме, как картина, по сути, это и есть картина, рассказывающая пятидесятилетнюю историю Советской власти. В центре - сцена взятия Зимнего, по кругу размещены сюжеты, иллюстрирующие события Гражданской и Великой Отечественной войн, затем идут рисунки о достижениях СССР в сфере покорении космоса.

Рассказав о платке, Елена возвращается к старинному патефону и все же решает завести его. После нескольких оборотов ручки, слегка потрескивая, заиграла пластинка Утесова. Зал наполнила музыка.

Сотрудники музея пригласили собравшихся проследовать к столу, накрытому в холле учреждения, и присоединиться к фуршету. В это время мы обратились к гостям с просьбой поделиться своими впечатлениями.

- В первую очередь я хочу высказаться о музее, он заметно преобразился благодаря директору - Изабелле Рожковой. Стоит добавить, что после присоединения Троицкого округа к Москве многие объекты культурного наследия стали соответствовать высоким стандартам столицы. Хочется выразить слова благодарности таким энтузиастам как Елена Бунакова. Я верю, что в ближайшем будущем это занятие наберет огромную популярность и каждом доме появится свой небольшой музей, - поделился художник, автор научно-исследовательских проектов в области лингвистики и филологии Карло Тумасян.

Заслуженный работник культуры Российской Федерации Людмила Иванова рассказала историю знакомства с Еленой Бунаковой, при этом высоко оценив представленную экспозицию.

- Мы познакомились с Еленой на концерте в Органном зале в Щапово. Я случайно услышала разговор, в котором она говорила о своей коллекции. У меня был запас старинного домотканого льна. Я решила подойти и познакомиться, узнать что можно сделать с этим сокровищем. Эта выставка просто замечательна. Превосходно организована. Очень интересные экспонаты.

По окончании мероприятия мы вместе Еленой Бунаковой и Изабеллой Рожковой отправились на машине до Троицка.

По дороге Изабелла показывала достопримечательности Щаповского, параллельно с этим продолжая делиться своими впечатлениями о церемонии открытия.

По дороге в Троицк. Фото: Мария Иванова, "Вечерняя Москва"

Елена Бунакова предложила показать Троицк, рассказав о многочисленных преобразованиях совсем молодого города, который несколько лет назад вошел в состав столицы. Напоследок коллекционер сообщила, что собирается активно продолжать экспозиционную деятельность не только в Новой Москве, но и на других выставочных площадках России.

Новости партнеров