Вторник, 23 июля 2024, 04:37
Переменная Облачность 17°
Цитата дня
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
— В ТиНАО активно реализуется политика сбалансированной застройки территорий. В приоритете для нас — улучшение логистики и создание новых рабочих мест. Предполагается, что после открытия складского комплекса здесь смогут трудоустроиться около 400 человек. Площадь застройки составила примерно 1,5 тысячи квадратных метров
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов

Опросы

Ежегодно 26 июля отмечается День парашютиста. Знаете ли вы, сколько прыжков из самолета Ан-2 выполнили представители Центра «Лидер» из Мосрентгена с высоты 600 метров?

Загрузка ... Загрузка ...
18 ноября 2017 года. Вороновское. В селе Богоявление дочка Аня помогает пасти стадо местных коз. Фото: Пелагия Замятина

Богоявление. Место чуда

18 ноября 2017 года. Вороновское. В селе Богоявление дочка Аня помогает пасти стадо местных коз. Фото: Пелагия Замятина
18 ноября 2017 года. Вороновское. В селе Богоявление дочка Аня помогает пасти стадо местных коз. Фото: Пелагия Замятина

Чем ближе к Новому году, тем больше хочется чуда. Это желание родом из детства овладело и нашими корреспондентами. Где же его искать? Открыв карту Новой Москвы, долго перебирали названия населенных пунктов, но в итоге сошлись на селе Богоявление, ведь в самом его имени заложена история чуда, вернее, чудесного явления. Значит, пора в путь. Встречайте нас, богоявленцы!

Маленькая страна

Гулкие удары топора об отсыревшие поленья, блеянье коз и заливистый мужской смех. В жилой части Богоявления и в выходные кипит работа. На регулярной основе здесь проживают 30 семей, восемь из них — с детьми.

— Летом бывает и до 100 домов, а зимой дачники уезжают, — рассказывает староста села Сергей Жуков. — Зато мы все друг друга знаем и живем как большая семья.

Наверное, это отличительная черта любой деревеньки от городских дворов с многоэтажками: соседи здесь — не чужие «кто-то», а действительно близкие люди. Но на поверку Богоявление оказалось даже не семьей, а маленькой уютной страной, в которой все при деле. Вот староста села, Сергей Жуков, рядом — его первый советник, Александр Лукашов. Раньше он был старостой, но решил отойти от дел и помогать молодежи, передавать опыт. Вот кладезь историй и прибауток дед Олег (Мареев), мастер по части сельского хозяйства, беседует с местным «летописцем» — историкомкраеведом Александром Кондратовичем.

— За организацию культурно-массовых мероприятий у нас отвечает Полина Рязанцева, мы в шутку называем ее «министром культуры», — улыбается староста. — Есть у нас даже своя моторно-техническая станция. Сергей Кошкин у нас настоящий специалист по технике, вот и чинит по доброте душевной соседские машины и мотоциклы.

Кстати, Кошкин — не настоящая фамилия Сергея. По документам он — Новик. А Кошкиным его прозвали богоявленцы за любовь к мяукающим хвостатым, которых в его доме уже никто и не считает — перестали, когда перевалило за 30.

Староста села Сергей Жуков воскресным утром рубит дрова. Фото: Пелагия Замятина
Староста села Сергей Жуков воскресным утром рубит дрова. Фото: Пелагия Замятина

Министерство культуры

В большом доме с колоннами живет семья Полины Рязанцевой — того самого «министра культуры». Она по образованию педагог, это для нее и работа, и любимое занятие. В Богоявлении молодая мама организовывает для местной детворы праздники и спектакли.

— А еще мы сами делаем декорации, — дочь Полины Рязанцевой, Саша, показывает поролоновую кувшинку. — Надо раскрасить, а потом прогладить утюгом, получается очень красиво.

— Обычно собираются около десяти человек, — говорит жена старосты Ольга Жукова. — А летом бывает и по 30, и по 40 ребятишек. На самом деле тут немало семей с детьми и молодых мам, мы встречаемся, что-то придумываем. Так и коротаем время.

Фото: Пелагия Замятина
Фото: Пелагия Замятина

Легенда ледяного родника

Средний возраст богоявленцев — 40 лет, но историю здесь знают и чтят. Живы еще местные предания и легенды, передающиеся из поколения в поколение.

— Я из числа коренных жителей. Село получило название от церкви Богоявления Господня, а первые упоминания о поселении на этой территории зафиксированы еще в 1486 году, — объясняет краевед Александр Кондратович. — А про само Богоявление мне рассказывала бабушка. Говорила, что дело было на роднике, который теперь считается у нас святым. Туда ударила молния, и на воде проявился крест.

— Разве на воде? — вступает в дискуссию Александр Лукашов. — Я вот слышал, что в воздухе...

— Сейчас уже и не упомнишь, — вздыхает местный историк и ведет нас смотреть на святой родник.

Им оказывается пластиковая труба, через которую для удобства подается вода. Спускаюсь по скользким ступеням. Вода чистая, прозрачная и до того холодная, что зубы сводит.

— А ты разве про этот родник говорил? — удивляется Лукашов. — Я-то тебе — про колодец. Над ним же крест воспарил! Где людям на самом деле явилось крестное знамение — неизвестно, но родник был знаменит на всю округу.

К нему приезжали паломники и из Подольска, и из Чехова, и из районов внутри МКАД.

— Здесь располагались барские земли, последней их владелицей была вдова титулярного советника Татьяна Петровна Давыдова. Сохранилась даже фотография ее семейства, сделанная на картофельном поле в 1934 году. Появляться здесь без разрешения запрещалось строго-настрого, — продолжает Александр. — Моей бабушке, как и многим старожилам, это так запомнилось, что она до сих пор с неохотой заходит в эту часть села. Даже летом, когда здесь много земляники.

Священник храма в честь Богоявления Господня, протоиерей Андрей Сапунов в прошлом был советником президента Туркменистана по религии. Фото: Пелагия Замятина
Священник храма в честь Богоявления Господня, протоиерей Андрей Сапунов в прошлом был советником президента Туркменистана по религии. Фото: Пелагия Замятина

Храм, восставший из пепла

За беседой подходим к церкви за массивными деревянными воротами.

— Я служу здесь всего три года, а раньше был советником президента Туркменистана по религии, — встречает нас священник местного храма Андрей Сапунов. — А теперь вот у меня приход в Богоявлении. Поэтому в местной истории я не очень силен. А прихожане здесь есть всегда, это ведь единственная церковь на всю округу.

История Богоявленской церкви, как выяснилось, достойна отдельной книги. Ну или как минимум газетной публикации. В советские годы в ее стенах размещались и моторно-тракторная станция, и заводской цех, и даже косметическая фабрика. Лишь в конце XX века здание вернули Русской православной церкви, а в 2007-м храм уже после завершения капитальной реконструкции принял прихожан. Сегодня в церкви Богоявления Господня стоит киот с мощами святых, к которым верующие приходят, чтобы попросить о чуде...

Обыкновенное чудо

— Верим ли мы в чудо? — староста Сергей Жуков задумывается. — В жизни всегда есть место для него. Но нужно и самим не плошать, обустраивая свою жизнь. В этом году мы наконец провели интернет, в следующем появится телефонная вышка, и мы сможем созваниваться с соседями. А то ведь у нас как: недоступен — значит, дома. Самые желанные чудеса у нас — они же простые, бытовые. То, что для большинства горожан — дело привычное, для нас, селян, пусть теперь и городских, — целое событие. Появится, например, газ в Богоявлении — вот вам и чудо!

КСТАТИ

До революции в селе производили золотые оклады для икон, которые пользовались популярностью в Москве. Разбогатевших крестьян барыни отпускали в столицу.

СПРАВКА

В XII–XIII веках местные земли принадлежали рязанским князьям. В 1389 году князь Дмитрий Донской пожаловал их своей супруге Евдокии.

В XV веке их внук Михаил Андреевич передал территории великому князю Ивану III.

В духовной грамоте 1486 года, подтверждающей это, впервые упоминается название «сельца» — Богоявление. В 1627 году в Писцовой книге Малоярославецкого уезда говорится, что церковь Богоявления Христова, построенная в 1588 году, была сожжена «в приход Крымского царя». Связана история села и с бунтом царевны Софьи, родной сестры императора Петра I.

В 1697 году Ивана Циклера, владевшего им, четвертовали как ее самого ревностного сподвижника.

Новости партнеров