Зрители — мои соавторы
В Доме культуры «Звездный» в Краснопахорском 21 мая прошел финал конкурса «Голоса Новой Москвы». Среди специальных гостей мероприятия был поэт-песенник Александр Шаганов. О том, почему важно не забывать указывать авторов текстов, и каково это, работать с популярными артистами, он рассказал корреспондентам «НО».
Александр Алексеевич, вас знают в основном как поэта. Но вы ведь еще и поете. Почему решили выйти на сцену?
Мне было интересно узнать, что чувствует исполнитель, выходя на сцену, у микрофона. И поэтому робко, стесняясь, я впервые ступил на сцену. До сих пор волнуюсь. Но уже не так сильно, пообтерся, так сказать. Кроме того, дороги артиста помогают увидеть мне нашу страну, познакомиться с огромным количеством интересных людей. Да и мне импульс из зала необходим. Я всегда говорю, что зрители — это мои соавторы.
Но специальность, на которую вы учились, совсем не творческая — инженер электросвязи. Почему же в итоге решили писать песни?
У меня творческое предназначение, которое сопровождало с самой юности. Это стало исполнением подростковой мечты. Я с 14 лет писал стихи. Были они совершенно наивные, подражательные, даже несуразные. Но уже в институте понял, что я хочу писать не просто стихи, а песни! Начал пробовать, и вот это стало моим призванием и моей профессией.
И никогда не было мысли бросить все и работать инженером?
О, нет-нет. Хотя недавно меня приглашали на одну программу телевизионную, туда обычно приходят известные люди — хотя я себя к ним не отношу — и бывают на местах, где они раньше работали. И я с большим удовольствием согласился встретиться с рабочим коллективом. У меня профессия заточена на многоканальные электросвязи. То есть это телефонные коммуникации, которые под землей проходят. Сейчас уже так не делают, все совсем иначе, другие технологии. А руководитель этого предприятия говорит: «Мы этот телефонный колодец, если понадобится, для Шаганова хоть на Красной площади выкопаем!» Приятно, конечно, но я отказался.
Почему не считаете себя популярным? Ваши песни каждый, если не исполняет, то точно слышал.
Вот именно, песни мои популярны. А я нет. У нас все время забывают, что у песни есть не только исполнитель и композитор. Авторов, как говорится, за Можай загнали. И меня это очень обижает. Это неправильно! Люди же тоже интересуются, кто сочинил? Объявляют обычно: «И звучит песня Давида Тухманова «День Победы», исполняет Лев Лещенко!» Но почему забывают о поэте, Владимире Харитонове? Без слов это был бы прекрасный военный марш. Но именно со словами, очень простыми, чувственными, произведение стало песней целых поколений. Или другой пример. Песня «Выйдем ночью в поле с конем». Спросите у любого прохожего, чья она, скажут не задумываясь — народная. Но ведь текст я написал. Мне приятно, что песню эту поют, но было бы еще приятнее, если бы и автора не забывали.
А исполнители не забывают вас? Тяжело работать со звездами?
Я к каждому научился находить подход. Всех их помню, всех люблю. На самом деле со многими из них очень приятно общаться, остроумные и юморные люди. Мне в марте 58 исполнилось, Коля Расторгуев звонит:
— Саш, тебе сколько исполнилось?
— Да 58.
— Страшно?
Вот такое у него поздравление.
Среди всех известных имен есть даже Алла Пугачева.
Да, с Аллой Борисовной мы познакомились через друзей. Они звонят мне, говорят, что со мной хочет познакомиться Алла. Я не понял, спрашиваю, какая Алла? Друзья отвечают: Алла Борисовна Пугачева, другой у нас в стране нет! И вот я молодым пареньком пришел к ней в гости. И сразу спрашивает: «Не хотите ли для меня песню написать?» Так очень деликатно, осторожно даже. А я стушевался и ответил: «Для вас Резник лучше напишет». И это так высокомерно прозвучало, хотя совсем другое имел в виду! Тогда я думал, что до уровня Ильи Резника мне еще расти и расти. Ну, Алла Борисовна согласилась со мной. Мы обменялись телефонами, договорились позже обязательно связаться.
Общаетесь со всеми исполнителями, с которыми работали?
Я понял, что держаться надо людей, которые находятся с тобой в одной творческой весовой категории и желательно — в возрастной. Многие авторы думают: сейчас мою песню споет популярный исполнитель, и я стану «мама, не горюй». Так, конечно, бывает, но редко. Все-таки более устойчивый успех — когда проходишь весь путь с исполнителем. Так было и с «Черным Кофе», и с «Любэ», и с Димой Маликовым, и многими другими.
Кстати, о «Черном Кофе». Вы начали свою карьеру с очень неоднозначной для советского времени песни «Владимирская Русь». Мало того, ее еще и исполнили на рок-сцене…
Да, «Деревянные церкви Руси, перекошены древние стены. Подойди и о многом спроси, в этих срубах есть сердце и вены…» Я написал эту песню, первую свою песню, которая стала популярной, в 17 лет. Ее исполнила группа «Черный Кофе», и меня долго после этого спрашивали: «Вы поэт или рок-поэт?» Разницы никакой, но тогда считалось, что «тяжелая» музыка более серьезная.
Почему решили выбрать такую тематику песне?
Ну да, тема была неоднозначная. Мы строили социализм, какая уж там религия. Знаете, я родился в Москве, но по отцовской линии я из-под Суздали. Никогда не забываю, что крестьянский внук. И вот это деревенское отношение к религии, такое тихое, личное, и натолкнуло на написание песни.
Ее сразу и без вопросов приняли музыканты?
Да у них тогда выбора не было особо, как и у меня... Мы все были вот этой творческой молодежью столицы, бунтарской, с рок-музыкой. Так что такая неоднозначная тема не могла не привлечь их внимания.
И из этого бунтарского духа вы решили уйти, чтобы писать для эстрады…
Да, и это была отличная идея. У меня все певцы сплошь народные артисты: Николай Расторгуев, Дмитрий Маликов, Дмитрий Варшавский… И все они событийные. Для своего времени и зрителя. Так что эстрада ничем не хуже рок-сцены.
Вы упоминали, что начинали писать просто стихи. Считаете, что песенная и классическая поэзия отличаются? А как же романсы?
Я вам хочу сказать, что песенная поэзия в нашей стране имеет прекрасные традиции. Но она — продолжение большой поэзии. Стихотворения для песен более напевные, афористичные. В них больше чувственности. Твое произведение будет звучать три минуты, и нужно суметь уложить в это время все эмоции, смысл, который хочешь передать зрителю. И я считаю, что Сергей Есенин тоже поэт-песенник. Его произведения как раз на романсы как ложатся!