Жизнь по нотам
Ученица Троицкой детской школы искусств Кристина Малахова недавно вернулась из Швейцарии, где она стала призером международного конкурса по фортепиано. О том, каково это для современного подростка — жить по нотам, — она рассказала «НО».
Кристина — второгодница. Да, именно так! Она повторно осталась в шестом классе музыкальной школы. И не потому, что она плохо учится. Как раз наоборот!
— Просто после девятого класса я хочу поступить в музыкальное училище. Сейчас я в седьмом. И если я, как полагается, окончу музыкальную школу в этом году, то на следующий у меня уже не будет всех тех предметов, что я прохожу сейчас, будет меньше нагрузки. Поэтому я повторяю и закрепляю материал, учу новый, — улыбается Кристина.
Одним словом — держит себя в ежовых рукавицах, чтобы не расслабляться ни на минуту. Каждый день она проводит за роялем не меньше четырех часов. Если готовится к конкурсу, то шесть. Мечта стать прекрасным пианистом, подобно Денису Мацуеву, требует больших усилий. Хотя, если тебе нравится то, чем ты занимаешься, это не изнуряющий труд. Кристина настолько увлечена игрой на фортепиано, что даже не слушает современную музыку. Любит классическую. Поэтому в наушниках у нее — не модные поп-исполнители, а Бах, Шопен, Моцарт...
— Друзья к этому хорошо относятся, хоть моих увлечений и не разделяют, — говорит Кристина. — Я как-то пробовала их приучить к классике: объясняла смысл произведений, рассказывала биографии композиторов — ведь это все очень важно. Но как-то не пошло. У каждого свои вкусы.
На прошедшем конкурсе в Швейцарии Кристина Малахова стала третьей при том, что выступать и репетировать ей приходилось одной. Маму и педагога (Кристина называет ее музыкальной мамой) во время репетиций и выступления в зал пускать не разрешали.
— Из-за пандемии, конечно. В помещении находились не более пяти человек, включая меня, двух членов жюри и технических работников, — вспоминает Кристина.
Поэтому перед конкурсом девочка репетировала одна, а педагог Елена Степанова слушала свою ученицу из коридора, буквально выкрикивая через закрытую дверь, что и как лучше сыграть: где кисть сделать помягче, на что лучше сделать упор. Кристина, как старательная ученица, все советы наставника выполняла прекрасно.
— А во время конкурса хорошо сыграла четыре произведения. Два из них так, как никогда до этого! — не без гордости вспоминает Елена Степанова, которая несколько лет назад и заметила эту маленькую девчушку, отличающуюся от всех остальных учеников артистизмом и открытостью. — Пианист же что должен делать? Отдавать себя зрителю, уметь раскрываться, быть экстравертом. Ведь выступать на публике на самом деле очень сложно. Если у тебя нет определенных качеств, ты просто этого не сделаешь. И во время выступления положишь руки на колени.
В буквальном смысле. Этот жест у пианистов означает, что ты завершил выступление. Оценивайте! А если ты при этом растерялся и ничего не сыграл?
Так, кстати, на самом первом выступлении у маленькой Кристины, того самого экстраверта, и получилось.
— Это было во втором-третьем классе. Я вышла к роялю, села, начала играть и забыла абсолютно все! А потом положила руки на колени, что категорически мне запрещала делать преподаватель, — вспоминает Кристина. — После меня ждал серьезный разговор...
По крайней мере тогда ей так показалось.
— Зато теперь Кристина точно знает: забыла что-то — ищи выход из ситуации, играй, что можешь. Вспомнишь! — объясняет Елена Степанова.
И, как всегда, повторяет: поезд должен дойти до конца. Для Кристины эти слова стали своеобразным музыкальным девизом. А может быть, и жизненным.
За последний год, который она провела на дистанционном обучении, ни дня не проходило без репетиций. Играла самостоятельно, а еще записала около тридцати видео своих выступлений, отправив на всевозможные международные конкурсы, которые проходили дистанционно.
— И везде Кристину оценивали на высоком уровне, — вспоминает преподаватель.
Результатом кропотливой самостоятельной работы стали первые места и восторженные отзывы членов жюри.
— А вот на российских конкурсах уже вторые и иногда — третьи, — продолжает педагог.
Все дело в том, что отечественная школа по подготовке пианистов является сильнейшей в мире, так что с соотечественниками конкурировать зачастую сложнее, чем с музыкантами из других стран. Говоря о самом запоминающемся выступлении, Кристина называет новогоднее.
— В нашем доме собрались ребята-музыканты, кто-то подключился к нам по видеосвязи, и мы устроили настоящий концерт, какого давно не было. И вот это было незабываемо! — вспоминает Кристина. — Надеюсь, что к окончанию музыкальной школы я точно дам свой собственный сольный концерт. И уже не дома.