Живая мудрость Настасьина
Какие бы споры ни велись о том, в честь кого названа деревня Настасьино, что в поселении Первомайское, а все равно: чувствуется здесь женское начало. Стоит она на границе с Московской областью, робко спрятавшись среди обступивших ее новых коттеджей.Сладкий аромат клевера так и манит остаться здесь хотя бы еще на пять минут. Сесть на берег Десны, послушать пение птиц и истории людей, живущих здесь сегодня и века назад, домов, где топится печь и хозяйка печет пироги... Ее истории.
Загадки истории
Почему деревня получила название Настасьино — точного ответа нет. Местные, вспоминая рассказы своих бабушек, говорят о помещице Настасье, которая якобы жила здесь некогда в районе современных домов № 14 и 15. И такая она была добрая, что ее именем и деревню назвали.
Но как бы не завораживала эта история, вероятнее всего, это — лишь красивая легенда. Местный краевед Анатолий Сладков нашел в архивах документ, доказывающий совсем другое.
— Названа деревня по фамилии помещика, который владел этой землей, — приводит он цитату из документа. Правда, когда и сколько тот прожил здесь, тоже неизвестно. Об этой деревне вообще мало информации сохранилось.
Будто скромничает она.
Когда образовалась деревня, так и осталось загадкой. Возможно, раньше она и название другое носила. Но, по сохранившимся легендам, помнит Настасьино и Ивана Калиту.
— Он завещал эту местность с деревнями на реке Малая Пахра (так раньше называлась река Десна. — «НО») одному из своих сыновей, — рассказывает Сладков. — А царь Иван Грозный, согласно местным преданиям, любил охотиться тут на кабанов. Кабаны, кстати, до сих пор встречаются в здешних лесах.
— А в конце XVIII века в окрестных деревнях изобретатель Яков Есипов развернул производство сахара из свеклы, — продолжает краевед. — Точно о Настасьине известно, что в XIX веке владел ей герой Отечественной войны 1812 года Иван Петрович Мусин-Пушкин. При нем здесь насчитывалось десять крестьянских дворов, в которых жили 62 души: 33 мужского пола и 29 женского.
Кстати, и до недавнего времени тут проживало не очень-то много людей. По данным Всероссийской переписи населения в 2002 году здесь насчитывалось 45 человек, в 2010 уже больше — 70. Сколько сейчас, местные затрудняются с точным ответом. Говорят, что всего на деревне 44 дома. Ну а если на каждый хотя бы по двое человек приходится, то это уже хорошая цифра.
Современное Настасьино состоит как бы из двух деревень. До Великой Отечественной войны сюда «перекатили» дома из деревни Калугино, что находилась чуть севернее. По словам местных жителей, там в колодцах пропала вода. А как без нее? Так, к началу 40-х здесь оказалось 44 дома. Некоторых жителей старожилы (которые здесь, кстати, совсем молодые) до сих пор калугинскими и называют.
Дом, который построил дед
Помнит Настасьино и годы Великой Отечественной. На входе в деревню ждет открытия мемориал, который установили в память о бойцах, не вернувшихся в деревню с фронта. Прошагали защитники по деревенской дорожке, а обратно их семьи уже не дождались. 27 фамилий высечены на каменных плитах.
А в нескольких шагах от памятника — первый дом. Деревянную калитку открывает Светлана Сазонова. Оказывается, у нее вся жизнь с этой деревней связана.
— Бабушка всю войну здесь прожила, — рассказывает Светлана. — Вместе с другими женщинами лес валила. Только жила она не в этом доме. Тот стоял совсем рядом и был с земляным полом. А этот дом дед начал строить в 1946-м, сразу как вернулся с войны. И десять лет его возводил. На совесть, на года. Со временем, конечно, все изменилось в деревне. Коренных жителей мало осталось.
А старожилов, которым по 80–90 лет, очень мало осталось. Это мне повезло: я здесь родилась, живу вместе с семьей.
Сейчас в старом дедовом доме Светлана затеяла большой ремонт. Признается: наверное, дешевле было бы новый построить. Но этот — родной, снести рука не поднимается.
— Когда начали ремонтировать, между бревнами мох увидели. Им щели конопатили. А больше нечем было, — говорит Светлана Васильевна.
Дедушка Светланы Сазоновой, Иван Петраков, был плотником. Не только для своей семьи дом выстроил. Идем по деревне, женщина показывает: и вот этот тоже он возводил, и тот, поодаль... До сих пор стоят. И почерк узнаваемый: резные наличники на окнах. Больше таких нигде не встретишь.
А приехал Иван Петраков в Настасьино из Архангельской области, проходил здесь срочную службу. А встретив Анну, свою будущую супругу, так и остался. И этот приезд в Настасьино оказался для него спасительным.
— Дедушка по сравнению с бабушкой щупленький был, ел очень мало. У них, видимо, наследственная болезнь была — язва желудка. Четверо его старших братьев от нее и скончались, — говорит Светлана Васильевна.
А вот Ивану чудом удалось выжить. В деревне неподалеку была дача одного профессора-хирурга, за которой Петраков и присматривал. В благодарность тот несколько операций Ивану сделал. Вылечил, не дал погибнуть.
— И несмотря на то что дед такой худой был, слабенький, он все умел делать: валенки подшивать, корзинки плести...
Здесь через речку артель была, где кисточки и шахматы делали. Вот на ней он после войны всю жизнь и проработал, — рассказывает Сазонова.
Та самая артель была основным местом работы всех местных. Ну и, конечно, аэропорт Внуково и секретный четырехсотый завод, где ремонтировали самолеты.
— Что интересно, у нас в деревне выпускники школ старались получить высшее образование. Это уже в порядке вещей было. И никто не думал, что может быть как-то иначе, — говорит Светлана Васильевна.
Бабушка-спасительница
Но какими бы образованными жители деревни ни были, а случалось здесь то, чего не объяснит ни один академик. Только бабушки могли. Хоть и говорят местные, что не слышали здесь о знахарках или ведуньях, а ведь их близкие родственники и сами кое-что знали.
— Как-то супруг у меня поехал в соседнюю деревню Милюково на тракторе, землю пахать. Возвращается, а его трясет, температура под сорок. Что делать? — вспоминает Светлана Васильевна. И кто знает, что могло случиться, если бы не бабушка... Та, узнав, где пахал зять, рассказала, в чем дело: в той деревне раньше церковь с кладбищем были. А сейчас на этом месте — огороды. Вот их-то мужчина и пахал, потревожил тех, кто в земле лежит... А это — дурной знак.
— По совету бабушки окропила его святой водой. И через пару часов прошла лихорадка, как будто и не было ничего, — говорит Светлана Васильевна. — Хотите — верьте, а хотите — нет.
Родственные узы
Гуляя по деревне и слушая Светлану Сазонову, думаю, мистика какая-то. Хоть и не страшная, а своя, деревенская. И через пару домов мы встречаем еще одну жительницу. Тоже — Светлану. Вот что интересно: искали в Настасьине хоть одну Настасью — и не нашли. А вот Светлан сразу двух увидели. Со всем услышанным мной чуть ранее Светлана Данилова если и не соглашается, то точно не отрицает. Все может быть.
— А еще знаете, что интересно, если детально восстановить всю историю, то я не удивлюсь, если коренные жители все друг другу какими-нибудь родственниками приходятся, — рассуждает Данилова. — Может быть, и мы со Светочкой сестры.
Так уж повелось: деревенские свадьбы были делом привычным: а зачем за счастьем далеко ходить? И дома раньше строились по родству. Например, в первых трех по деревне жили предки Светланы Сазоновой. В следующих — Светланы Даниловой, и так далее.
— И знаете, без преувеличения, живя здесь, ощущаешь полноту жизни, — признается Данилова. — Общаешься с детьми тех, с кем когда-то дружили еще твои бабушки-дедушки. Как-то хорошо на душе сразу становится.
Хотя Светлана Данилова не знает, как ее предки здесь оказались. Прабабушка и прадедушка переехали сюда из других деревень. Сама Светлана перебралась в Настасьино из Москвы около пятнадцати лет назад. Как будто корни потянули.
Природная энциклопедия
Проходя по деревне, видишь те самые изменения, о которых Светлана Сазонова вначале и говорила: если раньше здесь и заборов ни у кого не было, то теперь все иначе. Просто так в гости не зайдешь. А еще больших хозяйств с коровой-кормилицей да стада свиней ни у кого не увидишь. Хозяйство с курами и индюшками мы увидели уже в конце деревни, у Евгения Граневича.
— Да это еще что! — говорит Евгений. — Года бы три назад ко мне приехали, и не такое бы увидели.
Вот только скромничает Евгений. Ему есть чем удивить незваных гостей. В его хозяйстве — необычный петух породы амераукана, от которого куры несутся голубыми яйцами!
— Не верите? Сейчас схожу, посмотрю, может, и снесли уже, — обещает мужчина. А через минуту возвращается с тем, о чем говорил.
В том, что куриные яйца приобретают голубоватый оттенок, «виноват» билирубин, вырабатывающийся в селезенке.
— А вы почаще в деревни приезжайте, и не такое увидите, — смеется Евгений. И правда, думаем мы. Это же не деревня, а целая школа мудрости — не ученой, энциклопедической, а народной, живой.
В ТЕМЕ
11 августа в деревне Настасьино откроется памятник местным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Светлане Сазоновой и Светлане Даниловой удалось найти и восстановить 27 фамилий тех жителей, которые не вернулись с фронта.