Земля Терехина
Михаил Терехин, ученик Троицкой гимназии имени Н. В. Пушкова, вместе с группой ребят-исследователей открыл остров в Карском море. За это ученика уже наградили премией главы Чувашии, а результаты его работы скоро правят на рассмотрение в Русское географическое общество.
Михаил Терехин, ученик 11-го «Б», не читает детективов или фантастики. Его больше интересует другая литература. Например, он изучает руководство к обработке космических снимков спутника Sentinel-3 от Европейского космического агентства. Эта книга поможет ему совершать более интересные открытия, о которых вряд ли могли написать фантасты в романах.
А недавно Миша участвовал во Всемирной неделе космоса в Чувашии, где руководил группой ребят, изучающих таяние ледников.
— Я занимаюсь дистанционным зондированием Земли, то есть анализирую снимки планеты, которые делают космические спутники, — рассказывает Михаил.
Оказывается, из космоса хорошо видны и мусорные свалки, и то, как передвигаются животные на Северном полюсе, и те самые ледники, которые тают из-за глобального потепления.
— А анализируя снимки, моя группа заметила нечто необычное. Рядом с островом Шмидта находится объект, похожий на остров. Хотя известно, что вокруг него ничего подобного не должно было быть, — рассказывает Миша.
Он взял снимки и увидел — это не что иное, как отделившийся от основной части острова мыс Земляной. Со времени последних исследований в Карском море образовался пролив, который и отделил его.
— На нем, возможно, есть жизнь, — продолжает Миша. — Скорее всего, это какие-то низшие растения — мхи или лишайники. Но по снимкам определить это невозможно. Вполне вероятно, что на этом месте лежит какая-нибудь плита зеленого цвета. И уже тогда возникает вопрос, откуда она взялась. Человека же там не было.
Получилось посчитать и площадь находки — 110 гектаров, что сравнимо со 157 футбольными полями.
За открытие нового острова Михаила Терехина наградили премией главы Чувашии, а все материалы исследования готовятся к передаче в Русское географическое общество. Там специалисты должны подтвердить открытие, которое произошло под руководством Миши.
— Так как открытие мы сделали во время недели космоса в Чувашии, мы предложили назвать остров в честь третьего космонавта Земли Андрияна Григорьевича Николаева. Но с нами могут не согласиться. Остров могут назвать в честь мыса Земляной, — говорит ученик.
Вот такое открытие сделал юноша, который еще в детстве увлекся космосом. Миша даже и не помнит, с какого момента его заинтересовала эта тема. Кажется, что он с самого раннего возраста смотрел на небо и задумывался, что происходит там, где находятся звезды и другие планеты. А уже позже в гимназии увлекся этой темой всерьез. Начал участвовать в научных конференциях, а в 8-м классе выиграл поездку в «Артек», где и узнал, что такое дистанционное зондирование.
— С помощью него в лагере я изучал большую мусорную свалку в городе Алуште. Внимательно исследовав ее по снимкам из космоса, мы поняли, что она представляет экологическую опасность. О чем и написали местным властям, — вспоминает Миша.
Ответ пришел только через два года. В нем мальчику посоветовали перестать заниматься этой темой и не лезть куда не следует.
— Почему-то на мою личную почту, хотя запрос отправляли с электронного адреса «Артека», — вспоминает ученик. Видимо, исследования детей могут иногда пугать своей правдивостью. Ко многим из них специалисты относятся совершенно серьезно.
В этом году Миша со своим коллегой, учеником 8-го класса, сделали еще одно полезное открытие. Теперь оно касается уже Новой Москвы в целом. Ребята узнали все места произрастания борщевика. Уже и специальную карту сделали.
— Опять же делали это с помощью дистанционного зондирования. Работать пришлось несколько месяцев, потому что все точки местоположения борщевика наносили вручную, — говорит Миша, а потом достает телефон, показывая карту.
На черном фоне зеленым цветом детально прорисован каждый участок, где растет борщевик Сосновского.
— Теперь, надеюсь, исследований станет намного больше, — говорит Миша. — Готовлюсь к выпускным и вступительным экзаменам. Пойду на географический факультет, чтобы дальше заниматься дистанционным зондированием. Новые открытия еще впереди.