За четыре месяца рассмотрено тридцать тысяч предложений
В зале совещаний Центрального дома архитектора 14 июля было не протолкнуться. Люди стояли в проходах, журналисты строчили в блокнотах, телекамеры снимали, вспышки щелкали, фотографы кружили вокруг «эпицентра». Точка притяжения происходящего — круглый стол, за которым собрались ведущие эксперты в градостроительной сфере столицы. Тема для обсуждения — самая что ни на есть актуальная: обновленные с учетом мнения жителей проекты схем территориального развития ТиНАО.
Поэтому и разговор шел прямой, без официоза: никаких выходов к трибуне, никаких чтений по бумажке, все реплики — только с мест.
30 000 вопросов
В самом начале дискуссии префект ТиНАО Дмитрий Набокин сообщил собравшимся:
— С момента публичных слушаний прошло уже четыре месяца, и люди — те, кто задавал вопросы, направлял предложения, — хотят знать, чем в итоге обернулась дискуссия. Появились версии, что дело попросту заглохло: пожелания граждан собрали — и забыли...
Как пояснил Дмитрий Набокин, в реальности дело обстоит ровным счетом наоборот: все эти месяцы — с марта по июль — рабочая группа, созданная по итогам общественных слушаний, без перерыва обрабатывала обращения и предложения, поступившие от граждан.
— Объем немалый — в общей сложности жители ТиНАО оставили 30 тысяч письменных и устных замечаний, — отметил префект. — Так что четыре месяца — это даже быстро.
И сегодня я рад сообщить, что этот этап принятия территориальных схем завершен. Поправки жителей внесены в окончательный проект. Именно для того, чтобы рассказать об изменениях, которые были внесены по просьбам москвичей, депутатское объединение «Новые возможности», в состав которого входят парламентарии различных поселений ТиНАО, организовало данный круглый стол.
Беспрецедентная открытость
В свою очередь председатель депутатского объединения Александр Цыганков в своем выступлении отметил, что в законодательстве о принятии схем территориального развития, на его взгляд, допущен досадный, но существенный пробел.
— Не предусмотрен этап обязательного отчета об итогах рассмотрения замечаний, поступивших от граждан в ходе публичных слушаний проектов, — сообщил Цыганков. — Вместе с коллегами по депутатскому объединению мы сочли нужным исправить этот недочет. Мы обратились к префектуре, экспертам в градостроительной отрасли, к общественности с просьбой провести данный круглый стол. Причем это мероприятие ничем не регламентировано. И я рад отметить, что приглашенные эксперты с готовностью откликнулись. Потому что, полагаю, им есть что сказать москвичам, есть в чем отчитаться. Александр Цыганков добавил, что на сайте Москомархитектуры было опубликовано официальное приглашение: принять участие в круглом столе мог каждый желающий. И многие действительно откликнулись.
Так, например, руководитель Департамента по развитию проектов строительной компании «ДОНСТРОЙ» Игорь Ляшенко поблагодарил за приглашение принять участие в таком необычном мероприятии.
— В своей практике подобное я наблюдаю впервые: публичные слушания мало кто проводит так, чтобы не было, как говорится, мучительно сложно. А чтобы уж после публичных слушаний проводился еще и круглый стол с подведением итогов — такое вообще ни разу видеть не доводилось... Это очень приятно, это показывает всю серьезность подхода и того, что происходит на территории.
По каждой позиции отработаны вопросы, мнения граждан.
Транспорт, инфраструктура и социальные объекты
Действительно, как сообщил заместитель председателя Москомархитектуры Сергей Костин, принявший участие в круглом столе, многие предложения граждан нашли отражение в скорректированной версии схем территориального развития. И наоборот, опасения, высказанные москвичами в отношении тех или иных моментов, были дополнительно проработаны, выверены — чтобы исключить все риски.
— Я хотел бы выразить благодарность жителям Новой Москвы за ту большую работу, которую они проделали: люди потратили время и силы, чтобы помочь сформировать видение, как Новой Москве развиваться дальше.
И это чрезвычайно важно.
Ведь принятие градостроительной документации — ключевой этап стабильного развития территории в интересах жителей, в интересах всей Москвы. Ведь территориальные схемы Троицкого и Новомосковского административных округов — это долгосрочный план, задающий общие направления развития поселений до 2035 года. И я рад, что этот план мы выработали все вместе — с учетом интересов каждого поселения.
В центре внимания — вопросы москвичей
Надо сказать, что повестка дня круглого стола была выстроена сообразно повестке дня, которую обозначили жители. Дискуссия свелась к обсуждению трех ключевых составляющих плана развития новых территорий: строительства дорожно-транспортной сети, проблем инженерной инфраструктуры, а также размещения социальных и промышленных объектов на территории ТиНАО.
Исполняющий обязанности директора ГУП НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крейстмейн, также участвовавший в заседании круглого стола, пояснил, что наибольшую заинтересованность москвичи проявили в вопросах развития дорожно-транспортной сети.
— Статистика такова: сегодня потребности в транс-портной инфраструктуре на новых территориях Москвы чрезвычайно велики.
Маятниковая миграция затрагивает более половины населения: так, 42 процента жителей ТиНАО ежедневно ездят в так называемую старую Москву, еще 12 процентов транспортных потоков выходят на территорию Московской области — это во все направления. В общей сложности более половины жителей ежедневно выезжают за пределы территории ТиНАО. И только 46 процентов — это передвижения внутри присоединенной территории. На таком фоне транспортно-дорожная сеть новых округов должна развиваться форсированными темпами.
— Отсутствие хорошо развитой транспортной инфраструктуры сегодня напрямую влияет на качество жизни, — поддержал коллегу зампред Москомархитектуры Сергей Костин.
Михаил Крейстмейн констатировал, что именно чрезмерная нагрузка на существующую дорожную сеть вызвала серьезные нарекания у многих жителей.
Людей можно понять: никто не хочет, чтобы у него под окнами ежедневно собирались пробки, стены сотрясали вибрации, а в окна дымили свинцовыми выбросами большегрузные фуры...
— Решение тут может быть только одно, — уверен Крейстмейн, — развивать сеть дорог комплексно, разгружать главные магистрали, выводить поперечные направления. Когда через железную дорогу существует не один переезд, а пять, проблема пробок и экологических рисков начинает решаться. Примерно эта идеология с учетом поправок жителей заложена в территориальные схемы.
Дорога к дому
Эксперт также отметил, что в целом ряде поселений по просьбам жителей были дополнительно проработаны аспекты прокладки новых трасс, с тем чтобы дорожное полотно не проходило в непосредственной близости от жилой застройки: — В ходе публичных слушаний возникали вопросы касательно расширения магистралей и размещения новых автодорог на расстоянии 20–25 метров от домов.
Люди смотрят на схему и видят линию, которая прочерчена буквально у них под окном, и их такое соседство отнюдь не радует. Но на самом деле следует понимать, что линия землеотвода под строительство дороги включает не только само дорожное полотно, но и множество инфраструктурных объектов, расположенных по обочинам: тротуары, остановки, инженерно-защитные и очистные сооружения, ливневая канализация. Поэтому в реальности расстояния значительно больше: 60–70 метров от домов до дорожного полотна. И это сбалансированное расстояние.
Префект ТиНАО Дмитрий Набокин подключился к дискуссии: — Дополнительную сумятицу внесло и то, что схемы на публичных слушаниях были представлены в масштабе 1:50 000. Фактически, в одном миллиметре — 50 метров. Поэтому неудивительно, что даже самая тонкая линия на схеме не может показать ситуацию с точностью до метра. В любом случае, чтобы исключить все недомолвки, рабочая группа дополнительно перепроверила ситуацию на местах: расстояния в каждом конкретном случае, по которому поступили обращения, будут соблюдены.
Экология — в первую очередь
Впрочем, не только автодороги, как выясняется, волнуют горожан. Так, на заседании затронули тему водоснабжения. Выяснилось, перспективы хорошие: у городских властей уже сформированы планы по строительству водоотводов большого диаметра, которые запитают водой из московской системы водоснабжения более половины территории Новой Москвы.
На эти цели из бюджета выделяются миллиардные суммы. Но, как заметил на заседании круглого стола вице-президент по стратегическому развитию НИиПИ градостроительного и системного проектирования Дмитрий Савин, небольшие риски остаются.
— Наш институт детально исследовал состояние водного баланса территории Новой Москвы, — сообщил Дмитрий Савин. — Он очень уязвим, так как сведение лесов в глобальном масштабе может привести к изменению водного баланса настолько, что территории могут пересохнуть.
В этой связи эксперт попросил коллег из Института Генплана Москвы дополнительно проработать вопросы защиты экосистемного каркаса ТиНАО.
Опасное соседство?
Наконец, значительное внимание собравшихся было приковано к замечаниям жителей по строительству промышленных и социальных объектов. Так, жители поселения Михайлово-Ярцевское оказались обеспокоены слухами о возможном строительстве мусоросжигательного завода: более 300 человек подписались под петицией об отмене данного проекта. Эксперт Москомархитектуры, начальник управления развития новых территорий Марина Егорова развеяла все домыслы: никакого мусорного полигона в поселении не будет — даже не планировался.
Аналогичная ошибка случилась и в городском округе Троицк, где жители с удивлением обнаружили пункт о строительстве СИЗО. На это заместитель председателя Москомархитектуры пояснил: — Это была техническая ошибка. СИЗО не будет.
МВД просило о расширении одного из своих административных зданий. Оно и было истолковано как «следственный изолятор».
На самом деле ничего подобного не планируется. На данный момент этот факт четко обозначен в новой редакции схемы ТАО.
Кроме того, горожане Троицка выступали и против появления по соседству четырех специализированных диспансеров: кожно-венерологического, наркологического, туберкулезного и психоневрологического.
— Совместно со столичным Департаментом здравоохранения мы рассмотрели вопрос о пересмотре планов данного строительства.
В итоге вопрос был решен с учетом мнения жителей: указанные диспансеры в городском округе Троицк строиться не будут.
Справка
ТиНАО образовано 1 июля 2012 года. В его состав входит 21 поселение. Общая площадь новых территорий составляет 148 тысяч гектаров. Население Новой Москвы составляет более 302 тысяч человек.