Юрий Поляков: Все гораздо сложнее литературного заговора
Известный писатель и главный редактор «Литературной газеты» Юрий Михайлович Поляков рассказал корреспонденту «Вечерней Москвы» о том, кто и что стоит за кулисами современных литературных премий.
В первую очередь Поляков отмечает постоянное присутствие книг таких авторов, как Гузель Яхнина, Захар Прилепин и Роман Сенчин в шорт-листах многочисленных литературных премий современной России. И дело здесь скорее не в литературных премиях, а в современной России.
По словам Юрия Полякова, после крушения Советского Союза появилась задача «преодоления» советского наследия и патриотического миропонимания. По писательскому миру, как по лидерам мнений и «властителям дум» пришелся главный удар. Многие авторы, ранее исповедовавшие исключительную любовь к Отечеству, ушли в тень или эмигрировали.
На новую литературную сцену вышли писатели совершенно противоположного образа мыслей:
- Отбирали на этот «нью-олимп», исходя из антисоветизма кандидата, а еще лучше — русофобии, на худой конец довольствовались социальной апатией, - рассказывает главред «Литературной газеты».
Поляков заметил, как явно этническая симпатия перевесила эстетическую оценку произведений. Были резко забыты авторы, принадлежащие «малым народам» России, зато резко повысилась котировка Мандельштама и Бродского. Их, вкупе с Пастернаком, писатель называет русскими авторами, несмотря на обработку аудитории современными «отчизноедами».
Юрий Поляков подытожил тем, что назвал современные литпремии «ситом», которое вылавливает из разнообразного бумажного потока те книги, где неизменно присутствует тема так называемого «Отчизноедства».
О попытках многих писателей «выезжать» на насаждаемых сегодня литературных трендах, писатель ответил четко:
- Лучше оттачивать текст, чем шляться по букеровским фуршетам.