Юрий Любшин: Публичность помогала лишь покупать мясо
Год кино в самом разгаре. И «Новые округа» продолжают знакомить своих читателей с людьми из мира «важнейшего из искусств», живущими по соседству.
Наш герой — кинооператор Юрий Любшин, сын известного актера Станислава Любшина.
Юрий Станиславович, у вас дом в деревне Мостовское в Рязановском поселении. Почему именно это место вы выбрали? По совету друзей поехали с супругой посмотреть участок под строительство.
Это был холм, покрытый одуванчиками. Внизу блестела река, рядом паслись коровы, щелкал кнут пастуха. Абсолютно пасторальная картинка конца XX века. Нас очаровала здешняя природа. Мой дом — моя защита от урбанизации. Мы с супругой можем отъехать на несколько километров, бросить надувную лодку в Десну и по течению вернуться обратно. А по пути нам цапли встречаются, ондатры, рыба разнообразная.
Где еще черпать силы, если не в природе?
Какие места в Новой Москве вам кажутся интересной натурой для съемок?
Я в Новой Москве снимал несколько эпизодов, недалеко от своего дома.
Рядом со мной находится Остафьево — потрясающей красоты место, где до сих пор ощущается присутствие Пушкина, Вяземского, Карамзина, которые там жили и творили. На одном из проектов мы много ездили по Средней Азии.
Тогда я поймал себя на мысли, что от однообразного желтовато-серого пейзажа я устаю, и понял, что хочу, чтобы дождь барабанил по крышам, летали сороки, ползали муравьи.
Ваша творческая жизнь кипит. Над чем работаете сейчас?
Недавно снял очередную мелодраму для телеканала «Россия» под названием «От печали до радости». Это деревенская комедия положений с замечательными артистами. В ней есть эпизод, как съемочная группа приезжает в деревню. А когда работники съемочной группы изображают самих себя, более смешного зрелища сложно себе представить.
В основном я снимаю сериалы, иногда попадаются интересные истории. Большое удовольствие получил от работы над сериалом «С чего начинается Родина» и полнометражным фильмом «Квартета И» «О чем говорят мужчины».
Вы кинооператор с более чем тридцатилетним стажем. Чем отличаются умения кинооператоров сегодня от навыков тех, кто работал 30 лет назад?
Раньше пленка была единственным носителем, а потому досконально изучена.
Сейчас операторы не успевают освоить одну технику, как появляется другая.
И чем больше ты изучаешь технические подробности, тем сложнее заниматься искусством. Ведь искусство — одномоментная эмоция, которая родилась и заставила тебя взглянуть на то, что перед объективом, особым образом. А если ты, как хирург, начинаешь препарировать то, как это получается, скорее всего, так и останешься хирургом, а не художником.
И еще — если раньше оператор был основным человеком в кинематографе, то сегодня он не картину снимает, а заготовки для компьютерной графики.
Ваша знаменитая фамилия помогает в повседневной жизни?
В юности я наблюдал, как моему отцу поклонники не давали прохода. Они отнимали у меня отца, с которым я и так, в силу его занятости, мало общался. Это раздражало. Публичность отнимает у тебя личную жизнь. Если в советское время публичность имела хоть какой-то смысл: можно было кусок дефицитного мяса по блату купить, — сейчас легко можно жить без необходимости, чтобы тебя узнавали. Моя фамилия никак не влияет на повседневную жизнь. Мне 61 год, и было бы странно бравировать тем, что я сын известного артиста. А бытовые вопросы решаешь с поколением, которое не слышало о «Щитах и мечах» и других работах моего отца, поэтому смешно рассчитывать на «эффект» от фамилии.
Справка
Юрий Любшин окончил операторский факультет ВГИКа в 1983 году. Снял более 50 кинокартин, в том числе полнометражные фильмы «Бедная Саша», «О чем говорят мужчины», сериалы «Есенин», «Диверсант 2: Конец войны» и другие.