Я ваш пантограф руками шатал
Во время школьных каникул железнодорожникам и сотрудникам линейной полиции, следящим за порядком на Киевском направлении Московской железной дороги, не продохнуть. Наступила пора рейдов по пресечению правонарушений.
Особенное внимание к зацеперам — экстремалам, которые катаются снаружи вагонов. Корреспондент «Новых округов» отправилась в линейный отдел полиции станции Москва-Киевская, чтобы узнать, как сейчас обстоят дела с зацеперами.
Лови, а то уедет
— Киевское направление — одно из самых спокойных на Московской железной дороге в плане зацеперов, — говорит Оксана Язькова, начальник отдела по делам несовершеннолетних линейного отдела на станции Москва-Киевская.
По статистике, за последние три года — только один случай травмирования зацепера. 15 февраля 2015 года молодой человек, находясь на крыше электропоезда, дотронулся до пантографа, сила тока в нем доходит до 27 000 вольт! Ему повезло.
Получив множественные ожоги тела и лица, он остался жив. Но маленькая статистика — заслуга инспекторов, которые ловят зацеперов регулярно. Особенно экстремалы облюбовали станции Очаково (17 случаев), Солнечная (12 фактов), Переделкино (14 фактов) и Внуково (12 фактов).
— Ловить зацеперов, особенно опытных, непросто, — продолжает Оксана Язькова. — Обычно дежурим на платформе в гражданской одежде, чтобы не вызвать подозрений. Когда зацепер слезает с цепки (заднего вагона — «НО») — задерживаем. Но сами никого с поезда не снимаем. Это чревато — убегая от полицейского, ребенок может травмироваться, попасть под встречный поезд.
Наказание
Сейчас за зацепинг предусмотрен штраф в 100 рублей для лиц старше 16 лет. Несовершеннолетних отправляют для разбирательств в отделение, проводятся беседы вместе с родителями.
Ребенка ставят на учет по месту жительства и сообщают в школу. Но многие зацеперы продолжают кататься.
О сходках зацеперов инспекторы зачастую узнают от самих же зацеперов, которые сдают «чужих».
Эти подростки живут по правилам криминального мира: противоборствующие группировки, конкурирующие за то, кто круче на вагоне, борьба с антизацеперами, собственный сленг, клички вместо имен.
Саша оседлал «Сапсан»
Свидетелем разговора с одним таким вожаком-зацепером — Сашей Киевским — стал ваш корреспондент.
Вместе с Язьковой мы встретились с ним на платформе Переделкино. Шестнадцатилетний Саша бравировал своими похождениями.
С 11 лет занимается зацепингом, шатал голыми руками пантограф, катался даже на крыше «Сапсана», что считается верхом крутизны у зацеперов. «Сапсан» разгоняется до 250 километров в час, в два раза быстрее обычной электрички.
— В первый раз было страшно, потом — затянуло. Все это жажда адреналина, — объясняет он и рассказывает о «подвигах».
— Саша, ты считаешь себя бессмертным? — спрашивает инспектор. В ответ — многозначительная тишина.
Прямая речь
Инна Святенко, председатель комиссии Мосгордумы по безопасности:
- В Мосгордуме мы сейчас договорились, что после 10 апреля проводим заседание комиссии для того, чтобы направить законодательную инициативу уже в Госдуму РФ по увеличению штрафов для зацеперов.
Справка
Ваш ребенок занимается зацепингом, если:
● приходит домой с грязными руками, одежда запачкана мазутом
● от него пахнет железной дорогой, солидолом
● у ребенка появляются трех- и четырехгранные ключи (с их помощью зацеперы попадают в вагон машиниста)
● в «гардеробе» оказывается горнолыжная маска или бандана с прорезями для рта и глаз, носит с собой перчатки, даже в теплое время года
● ребенок изучает схему движения поездов, активно интересуется, как устроен поезд.