Я — позитивная феминистка
Известная ведущая, журналист, общественный деятель Тина Канделаки начала год с выпуска второй книги о красоте и здоровье. О своем отношении к литературе, феминизму и потенциале современной женщины продюсер телеканала «Матч-ТВ» рассказала «НО».
— Тина, когда мы в последний раз делали интервью, вы вычеркнули в статье слово «писатель» как определение. Тогда речь шла о первой вашей книге, а сегодня вы представляете уже второе издание. Все еще не считаете себя писателем?
— Конечно же нет. Писатель — это Джоан Роулинг, Астрид Линдгрен. Я никакая не писатель, я журналист, который может собрать воедино свои мысли при помощи редактора и дать удобный лайфхак по тому, как ухаживать за лицом и за телом.
— Есть ли желание написать не только про свой опыт работы с телом и мышлением, но и художественное произведение?
— Нет, никакой претензии на художественное писательство у меня быть не может, потому что я никогда не считала, что обладаю литературными талантами, и оставлю это дело людям, которые могут профессионально писать книги. И делают это блестяще. А я, в свою очередь, с удовольствием эти книги приобретаю и читаю.
— Все же в каких-то направлениях искусства, жанрах есть желание себя попробовать?
— Нет. Более того, готова дополнить список талантов, которыми я точно не стану утомлять публику: абсолютно точно не планирую писать книги, абсолютно точно не планирую записывать музыкальные альбомы и начинать петь, не планирую танцевать. И даже несмотря на то что режиссер Давид Кочаров уговаривает меня сняться в роли камео (небольших актерских ролей в качестве приглашенной звезды. — «НО»), я даже с этим повременю. Хотя это единственное, что может действительно случиться. Но во всех других художественных жанрах на сцене больших и малых театров меня ждать не стоит.
— Какие художественные книги на вас произвели неизгладимое впечатление, и вы готовы их порекомендовать к прочтению?
— Во-первых, «Трилогия желаний» — цикл романов Теодора Драйзера, Фицджеральд «Ночь нежна», Джек Лондон «Мартин Иден», Лев Толстой «Анна Каренина», произведения Набокова. Вообще читать очень любила в детстве и очень жалею, что в современной жизни читать столько же не удается.
— Вы часто рекомендуете подписчикам посмотреть тот или иной сериал, кино. Какие бы вы выделили за последнюю пару лет — те, что действительно отвечают духу времени?
— Мне очень много приходится смотреть сериалы. Из последних, которые зацепили, могу выделить следующие: «Mr. Robot» — невероятно атмосферный сериал о мире, где виртуальная реальность прямо влияет на то, что мы видим, и то, во что мы так наивно верим. Прямо скажу, оторваться невозможно. «Почему женщины убивают» — несколько иллюстраций из разных эпох, раскрывающие обоюдоострые взаимоотношения мужчин и женщин. «Самый громкий голос» — история взлета и падения сексиста, насильника и одновременно титана американского телевидения эпохи Трампа Роджера Айлза. Рассел Кроу и Сиенна Миллер невероятно хороши. «Утреннее шоу» — еще одна ода сильным женщинам и очередная история из-за кулис американского телевидения. Игра Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун стоит того, чтобы посмотреть эту работу.
— Кто он, герой нашего времени? И кто — героиня
— Произведение Мити Глуховского и одноименный фильм «Текст» очень хорошо задают вопрос про героев нашего времени. Опять-таки мы живем в эпоху, когда вопрос про героя нашего времени как раз не имеет никакого смысла — они стали меняться очень быстро. Вчера, например, был такой корейский герой PSY, сегодня его все забыли. В 2020-м он уже никому не интересен. Вдруг появляется Грета Тунберг, несет полную чушь, но в Давосе на нее смотрят и слушают взрослые дяди. Эти герои будут появляться кумулятивно, из разных точек и совершенно неожиданно. Для моего поколения фильм «Курьер» был манифестом о герое нашего времени. Герой Минаева в «Духлессе» (психологическая драма по роману Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке». Премьера состоялась 21 июня 2012 года. — «НО») — этот герой сегодня актуален? Нет. Нет героя нашего времени, есть герой данного часа, данного дня, данных дней. Это особенность времени, связанная с технологиями, которые ускоряют все: как употребление продуктов и информации, так и потребление одних людей другими.
— Вы не раз высказывались о том, что в России феминизм имеет весьма специфичный окрас с искаженным смыслом. Причем вступали в серьезную полемику по этому поводу. Тина Канделаки все-таки — феминистка?
— Когда мне задавали раньше этот вопрос, я всегда отвечала: «Нет, я не феминистка».
Но недавно в разговоре с близким другом мы нашли более точное понятие, которое применимо ко мне и моей деятельности. Я феминистка, но я адепт так называемого позитивного феминизма. То, что делаю я, до меня делали тысячи женщин в истории человечества. Позитивный феминизм — это не отрицание того, что ты женщина. Наоборот — всяческое доказательство того, что женщина — абсолютный и равноценный конкурент мужчине с точки зрения борьбы за лучшие возможности, ресурсы, проекты и многие другие традиционно мужские сферы влияния. Если это называется феминизмом, то я позитивный феминист, который ни в коей мере не считает, что небритые подмышки есть олицетворение феминизма. Проявление феминизма, это когда вы счет можете в ресторане с мужчиной разделить или еще лучше — пригласить мужчину на ужин в ресторан.
— Современный мир, с точки зрения подхода к профессионализму, гендера, очень сильно изменился. Ваши наблюдения и прогнозы? Мы идем к полной унификации?
— Сегодня мир огромных возможностей, который сильно меняется. Приходят новые профессии, которые будут востребованы в мире будущего, наступает цифровизация. Кто будет креативнее: мужчины или женщины — это спорный вопрос. Да и вообще он состоит в том, что будут делать люди, когда большая часть профессий будет автоматизирована? Поэтому делить мир на мужчин и женщин уже бессмысленно. Надо делить мир на тех, кто имеет профессии будущего, и на тех, кто будет иметь профессии прошлого.
— Политика тоже претерпевает значительные изменения. Все больше женщин становятся главами государств. А принцы не хотят быть частью монархии, им важнее простое человеческое счастье. Это похоже на разрушение прежнего режима, не сулит ли это нам апокалипсис. Или это просто поиск новых форм?
— Ничто не ново под луной, поэтому всегда стоит перечитать историю. Даже монархи в России отрекались от престола не раз. Перечитав историю, понимаешь, что многие вещи, которые тебе кажутся новейшим трендом, на самом деле существуют две тысячи лет.
— Еще одна тенденция — женщины перестали бояться выходить замуж за мужчин младше них. Психологи говорят, что мужчины другого уже поколения хотят видеть рядом с собой не домохозяюшку, а состоявшуюся женщину, с которой есть о чем говорить. Как вы видите эти изменения?
— Это связано со здоровьем, потому что сейчас благодаря медицине женщина даже в 40 лет по-прежнему остается крайне активной. Появился вопрос соответствия биологического возраста.
— Какой самый романтичный поступок мужчины совершали ради вас?
— Романтичнее того, что сделал мой муж — рискнул и женился на мне, — я ничего назвать не могу. Есть много примеров неожиданностей, сюрпризов, подарков и так далее. Я могу сказать, что мужчины влюблялись в меня легко, но жениться на мне — это самый большой и ответственный поступок, потому что заранее понятно: легко со мной не будет.
СПРАВКА
Тина Канделаки — известная российская телеведущая и общественный деятель. С 2015 года является генеральным продюсером федерального спортивного телеканала «Матч ТВ». Обладательница двух статуэток «ТЭФИ».Помимо карьеры телеведущей, пишет книги, озвучивает мультфильмы.