Выходят на арену циркачи
Если, прогуливаясь по поселению Сосенское, вы увидите девушку и молодого человека, которые репетируют стойку на руках или выделывают невероятные кульбиты в воздухе, знайте: это Анастасия Щербакова и Жаслан Бекбаев, артисты цирка. Для них любая уличная площадка может стать ареной для выступлений.
Местные дворники, увидев утреннюю разминку Насти и Жаслана, даже на минуту отбросили лопаты, которыми расчищали дорожку от снега. Алле-оп... И Жаслан (акробат) встает на руки, а его жена Настя (воздушная гимнастка) садится на шпагат рядом с ним.
— Молодцы! — одобрительно закачал головой один из дворников. — Вот же как умеют!
— Профессионалы! — поддержал его наш фотограф.
А Настя и Жаслан, кажется, уже и не обращают на восторженные возгласы случайных зрителей никакого внимания. Привычка.
Вообще, цирковые артисты — люди кочевые. Так уж издревле повелось. У них вся жизнь проходит в дороге: только заканчиваются одни гастроли, как сразу надо отправляться на другие.
— До пандемии мы дома-то бывали месяца три или четыре в году, — рассказывают ребята. — Постоянные разъезды, репетиции. И времени ни на что не остается. На гастроли руководство разрешает брать с собой семьи. Правда, жить приходится не в отелях. Иногда селили в самом цирке, без особых удобств. А если за границей в трейлере разместят — это же вообще кайф! Родители раньше удивлялись, как мы так могли жить, но тогда все воспринималось намного проще.
Настя пошла в цирковое, потому что гимнастика ей показалась интересной. Жаслан всю жизнь занимался акробатикой, потом решил устроиться в цирк. И вот здесь у каждого начались трудности.
— Я когда на трапецию (так называемые качели для воздушных гимнастов, которые подвешиваются под куполом цирка. — «НО») над ареной впервые забралась, мне аж плохо стало! — вспоминает Настя. — Страшно, высота огромная, около 13 метров, а мне еще элементы выполнять надо!
Здесь было все: и слезы, и внутренние истерики, и обещания больше никогда не забираться на эту ужасную трапецию... Жаслан столкнулся с другой проблемой — поисками цирковой работы.
— Это ведь не совсем обычная профессия. Вряд ли ее найдешь на сайте с рядовыми вакансиями, — вспоминает он.
Зато тот самый непростой поиск и познакомил с Настей. А теперь они женаты и растят маленькую дочку.
Ребята встретились на гастролях. Настя осталась без помощника, который внизу держал ее страховку, помогая работать под куполом цирка. А Жаслан оказался не против помочь девушке. Так постепенно все и закрутилось.
— Пока мы работали вместе, Жаслан смотрел все мои выступления. Страхующий должен наблюдать за гимнастом и чувствовать, когда ему надо помочь, — рассказывает Настя. — Но я никогда не смотрю выступления Жаслана. В последние годы не выступала, но продолжала ездить с ним на гастроли. Так и не решилась побывать на репетиции. А однажды на гастролях Настя по рации услышала, как коллеги Жаслана вызывают скорую.
— Я чувствовала — что-то случилось! Плюс еще понимала: Жаслан репетирует, — говорит Настя.
Но девушке, как назло, никто ничего не говорил, оставляя ее в неведении.
— Я действительно упал! — продолжает Жаслан. — Получилось так, что я не смог удачно приземлиться после исполнения трюка. Сильно ударился головой, даже сознание потерял. А когда очнулся, первое, что сказал: «Только Насте не говорите!»
К счастью, все обошлось. Больше подобных ситуаций не было.
Самой же Насте, при всей опасности работы под куполом, удавалось избегать серьезных травм.
— Синяки, ссадины, ноги, стертые в кровь, — это уже норма. О трапецию сколько раз ребрами ударялась... Хотя я помню свои самые первые гастроли в Латинской Америке. Вот там было очень тяжело работать. Душно, совсем другое давление — думала, что даже просто покачаться на трапеции не смогу, не говоря уже о трюках, — вспоминает она. — А после репетиций каждому артисту давали дышать кислородом. Иначе было невозможно выступать.
...Ребята заканчивают свою уличную тренировку, которую мы попросили провести ради фотосъемки. Да и из любопытства, что уж греха таить. Браво!
— Момент, когда ты делаешь трюк и весь зал замирает, а потом облегченно вздыхает, — вот это настоящее наслаждение. Понимаешь, что ради этого ты много работал, залечивал раны и разучивал новые элементы, — говорит Жаслан. — Уже очень жду новых гастролей.
А вот Настя, хоть за время отпуска и соскучилась по цирку, возвращаться обратно не планирует:
— Когда стала мамой, появился какой-то страх, — объясняет она. — Ведь теперь понимаешь, что каждое твое выступление — это большой риск. И как молодые мамы возвращаются в цирк, я пока не понимаю.
Поэтому о своих планах ребята говорят скромно. Ведь никто из них не знает, куда цирковая жизнь занесет их уже завтра.