

Выходить за рамки принятого: в Троицке организовали фестиваль «Голос Улиц»

Танцы под открытым небом, стритбол, граффити, воркаут, велосипеды и живая музыка — все это современное уличное искусство. Именно ему 27 мая посвятили спортивно-танцевальный фестиваль «Голос Улиц», который не смогла пропустить корреспондент сайта газеты «Новые округа». Мероприятие приурочили ко Дню городского округа Троицк. Молодежь со всей Новой Москвы приехала показать свои спортивные и творческие способности и поздравить жителей с праздником.
Уличная культура: от вандализма к искусству
История уличного искусства и спорта началась Нью-Йорке. Там в 20-30-е годы прошлого столетия на стенах зданий стали появляться рисунки, граффити. Молодые люди объединялись в группы и оставляли теги, иначе говоря свои прозвища или инициалы, на вагонах метро и домах, чтобы обозначить территорию.
Немного позже, в 1950 годы, в неблагополучных кварталах США представители различных банд стали решать конфликты с помощью спортивных состязаний, а не уличных потасовок. Зародился такой вид спорта, как стритбол, а за ним популярность приобрели и танцевальные батлы в стилях хип-хоп и брейк-данс. Перевод конфликта на импровизированную сцену или спортивную площадку позволил участникам «разборок» отказаться от насилия.

В Советский союз так называемая уличная культура пришла с появлением журналов и кассет в конце 1980 годов. Юноши и девушки собирались в небольшие сообщества, где, с одной стороны, хотели выразить внутренние подростковые переживания, а с другой — найти единомышленников.
На протяжении половины века граффити, стритбол и брейк-данс ассоциировались с протестным духом. Обществом занимающиеся подобной деятельностью люди воспринимались зачастую как вандалы и преступники.
Но, со временем стритбол распространился по миру благодаря своей доступности. Можно было играть на открытых уличных площадках маленькими командами. Уже с 2003 года в России стали проводить различные состязания и турниры по стритболу. В 2013 году его включили в программу Олимпийских игр.

Если стритбол стал профессиональным спортом, то граффити трансформировалось в искусство. В 2006 году прошла первая выставка работ известного французского граффитчика, родоначальника трафаретного жанра француза Блека ле Рата. А в 2013 году на международном аукционе продали граффити «Рабский труд» другого уличного художника, известного как Бэнкси, за 750 тысяч евро. Граффитчики стали полноправной единицей в системе современного искусства, так как с помощью ярких карикатур и надписей, они взывали к власти, боролись с несправедливостью.
Уличное искусство под чутким контролем
Сегодня в России активно поддерживают такие направления, как брейк-данс, граффити и стритбол. В Троицке масштабный фестиваль для молодежи в честь уличной культуры провели уже во второй раз. В этом году поучаствовать в конкурсах и мастер-классах на «Голос Улиц» приехали вместе с наставниками ребята из Одинцова, Подольска, Вороново, Красной Пахры.

Одна из организаторов мероприятия рассказала, что подросткам бывает трудно что-либо запретить. Если они хотят рисовать граффити или танцевать во дворе под громкую музыку, то будут. Но взрослый может стать наставником и направить ребенка так, чтобы он не перешел грань.
— Мне кажется, сегодня, несмотря на то, что порой приходится ставить камеры, чтобы отпугнуть хулиганов, и стирать вандальские надписи со стен зданий, уже почти нет такого, что подростки сами по себе. В большинстве случаев они находятся под бережным контролем, — поделилась мыслями Виктория Водостаева, художественный руководитель молодежного центра «МоСТ» и мама 14-летней девочки.
Она отметила, что сама старается дать подрастающему поколению возможность реализовываться в любимом деле. На празднике в Троицке юным художницам даже предоставили площадку для проведения детского мастер-класса по граффити.
Нужно ли учиться уличному искусству

На фестивале «Голос Улиц» присутствовали как профессиональные спортсмены и художники, так и любители-самоучки.
— Моя мама художник, но я не занимаюсь в специальной школе. Мы с напарницей сами изучаем искусство. Конечно, есть база, которую нужно знать, например, между буквами в граффити должно быть одинаковое расстояние. С другой стороны, правила всегда можно обходить, ведь основной посыл современного искусства – выходить за рамки принятого. Не нарушая законы, конечно, — рассказала Алиса Чеперис, художница, райтер (человек, занимающийся созданием надписей с помощью различных шрифтов) и организатор детского мастер-класса по граффити.
Есть ребята, которые успевают совмещать стрит-арт с обучением в художественной академии. Они уверены, что специальное образование дает основу, которая формирует чувство стиля и композиции, насмотренность и вкус.

Если в стрит-арте художник больше предоставлен фантазии, то в брейк-дансе важна, в первую очередь, база. Есть определенные шаги и элементы, которые хорошо знает каждый брейкер. Например, необычные прыжки и сальто – это трикс, а вращения на большой скорости – павер мув.
При этом опытные брейкеры не боятся выйти за рамки, они с легкостью станцуют и хип-хоп, и другие виды хореографии. Они учатся разным танцам, чтобы сформировать собственный стиль. Один из участников фестиваля Станислав Мякишев, являясь профессиональным брейкером, продемонстрировал навыки исполнения сальсы, а затем выполнил акробатические трюки брейк-данса, показав, как он уверенно стоит на одной руке в свои 39 лет.
Спорт и творче как часть жизни
Сегодня родители все чаще отмечают пользу брейк-данса, как и любых других спортивных танцев.

— Нашему сыну Марку нравится брейкинг и мы с женой его поддерживаем, тоже занимаемся спортивными танцами. Это даже дает нам некое преимущество: мы физически подготовлены, уверены в себе и готовы к публичным выступлениям, — рассказал о своей семье один из жителей Троицка и участник фестиваля Артем Поляков.
Но не все придерживаются такого мнения. В обществе все еще остаются предрассудки по поводу хип-хоп культуры, к которой принадлежит брейк-данс.
— К сожалению, некоторые взрослые до сих пор считают брейк-данс частью пагубно влияющей на молодежь культуры, из-за того, что изначально его исполняли под рэп с нецензурной лексикой, — поделился своими наблюдениями судья конкурса по брейкингу на фестивале «Голос Улиц» Станислав Мякишев.
На самом деле важно не то, чем увлечен ребенок: стритболом, брейк-дансом, стрит-артом или бальными танцами и игрой на скрипке, важно то, насколько ему это близко и интересно.

— Ребенок – это личность, которая может чего-то хотеть, а чего-то — нет. Нужно давать детям выбор, а не строить за них жизнь и пытаться из всех вырастить олимпийских чемпионов. Если понять желания ребенка, прислушаться, то со временем, ощущая поддержку и мотивацию, он сам поймет, что нужно тренироваться и стараться, чтобы получить результат, — отметила главный организатор фестиваля Ольга Бондарь.
Когда родитель поддерживает и занимает ребенка чем-то интересным, у подростка не остается времени на саморазрушение.
— Такие мероприятия, как «Голос Улиц» — это развитие творчества и здорового образа жизни, выражение свободы действий и свободы мышления, — заключил заместитель председателя Общественного совета ГУ МВД России по Москве Вадим Бреев, который приехал на «Голос Улиц» поддержать свою младшую дочку в игре по стритболу. Он торжественно наградил победителей и призеров конкурса кубками и грамотами.
Сейчас в Троицке начали готовить фестиваль по граффити, местные ребята скоро поставят иммерсивный спектакль по произведению «Ромео и Джульетта», и никому в городском округе это уже это не кажется удивительным. Уличная культура укоренилась в жизни любого мегполиса. А дети, как и взрослые просто хотят заниматься любимым делом и быть услышанными.