Вся жизнь на арене цирка
Мы часто слышим фразу — смех продлевает жизнь. А с чем чаще всего ассоциируется этот «ключ к долголетию»? Конечно, с цирком. Фантастические акробаты, могучие силачи, свирепые тигры и обаятельные клоуны. В преддверии Международного дня цирка, который отмечается 15 апреля, мы пообщались с цирковым артистом из Троицка Ахмедом Диановым. Он рассказал о «цирковой» семье и «золотом» веке этого вида искусства.
Путь на арену
Будущий артист цирка родился в Москве, в 1953 году. Будучи еще ребенком, ему полюбился клоун Леонид Енгибаров, да так, что мальчишка решил, что непременно станет цирковым артистом.
— Мне запал в душу фильм, снятый Генрихом Маляном и Левоном Исаакяном «Путь на арену», он и стал отправной точкой на пути к моей карьере. Я перечитал в школьной библиотеке всю литературу о цирке, самостоятельно пытался научиться жонглировать, пробовал элементы акробатики, гимнастики.
Освоив азы юный Ахмед стал показывать фокусы на концертах в школе. В старших классах одна случайная встреча навсегда изменила его жизнь.
— Как-то на улице во время тренировки ко мне подошел незнакомец и сказал, чтобы я пошел во Дворец пионеров на Ленинских горах, ныне Воробьевых, в секцию акробатики. Не знаю почему, но я пошел. Позже я поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени Михаила Румянцева. Там было 100 человек на одно место. Мои физические способности и уже имеющиеся навыки все-таки склонили меня к акробатике, а мечту о клоунаде пришлось отложить.
Несмотря на необычность профессии, родители юного Ахмеда не вмешивались и не возражали. Отец смеясь всегда говорил: «Работа сложная и безопаснее было бы стать художником».
«Золотой» век Советского цирка
В 1973 году Ахмед Дианов выпустился из циркового училища и началась его работа в Союзцирке. Это был период его расцвета в нашей стране.
— Сейчас есть объединение Росгосцирк и автономные учреждения, такие как Большой Московский цирк, Цирк имени Юрия Никулина. В те времена все цирки СССР были объединены в систему Союзцирк. Попав туда, мы почти сразу же поехали на гастроли: Тверь, Одесса, Ростов, Луганск, Новосибирск. По 2-3 месяца в городе, 9 представлений в неделю. Цирки были битком — по 1,5 — 2,5 тысячи человек. А в Новосибирске мы работали 3 месяца в программе с иллюзинным аттракционом Эмиля Кио.
В Союзцирке они с коллегами сделали камерный номер – эквилибр с кольцом. Это красивое представление пользовалось большой популярностью. С ним Ахмед Билянович выступал на главных сценах страны – в Кремлевском Дворце, Концертом зале «Россия», Колонном зале Дома Союзов. Именно с этим номером трио московских акробатов покорило Кубу на Всемирном фестивале молодежи и студентов, став лауреатом.
Потом были Финляндия, Дания, Аргентина, Уругвай, Германия, Великобритания и Греция. В 1986 году акробату пришлось покинуть Москонцерт по семейным обстоятельствам, но Ахмед Дианов продолжил выступать.
С этого времени цирк стал для него вторым домом, а труппа — семьей.
— В цирке невозможно работать не любя это искусство и его людей, хотя бы из-за ежедневного риска. Были такие клоуны Генрих Ротман и Геннадий Маковский, зная уже наизусть их репризы, я выходил в проход и с удовольствием каждый день мог их смотреть. Я могу с точностью заявить, что да, в какой-то степени, цирковое сообщество, как семья.
С некоторыми коллегами из цирка Ахмед Дианов общается до сих. Кто-то еще продолжает выступать, а кто-то преподает в ГУЦЭИ.
Свой «Шапито»
После ухода из Москонцерта Ахмед Билянович создал труппу. Он приобрел оборудование для передвижного цирка и организовал выступления артистов в разных городах. Потом они поехали на гастроли в Соединенные Штаты Америки. Там артисты в первом же туре выступили в 49 городах штатов и 4 городах Канады.
— Мы были скромнее сегодняшних артистов и понятие «звезды» отсутствовало. В отделе оригинального жанра Москонцерта в то время было очень много достойных номеров. Наиболее активные ребята объединились, в том числе и я, создали программу, которая могла бы быть предложена на зарубежные рынки. Мне удалось выйти на американского импресарио, который тогда организовывал гастроли с той стороны. Таким образом, руководство группой возглавили я и мой партнер.
Следом цирковые артисты отправились на гастроли в Германию, Францию, Японию и Тайвань. Не обошлось и без приключений. Артистов ждал второй тур, другая программа и практически новый состав, но случились накладки.
— После нас поехали в США наши коллеги по цеху. Импресарио сбежал через две недели. Полгода выбирались артисты и животные, а благодаря Народному артисту СССР Иосифу Кобзону и японскому импресарио, удалось вернуть всех на родину. Другая программа, которую готовили на Бродвей, к сожалению, прогорела в течение двух недель. Эта история знакома всем цирковым артистам и я часто рассказываю ее простым обывателям, потому что несмотря на неудачи, это время все-таки было интересное для нас — артистов.
Стать наставником
Начало 90-х годов как для цирка, так и для Москонцерта стало разрушительным. В 1997 году Ахмед Дианов завершил свою карьеру акробата-танц-жонглера выступлением на гала-концерте, посвященном 850-летию Москвы.
— В это время у меня был свой цирк «Шапито», с которым мы колесили по Москве и области, работа, надо сказать, не из простых, и пришло время найти более «оседлую». В 2004 году мы купили квартиру в Троицке и остались там жить. После я обратился на тот момент к директору Дома культуры «Звездный» Ольге Королевой, которая и предложила мне заняться цирковым кружком. Коллектив оказался очень дружелюбным и творческим. Я до сих пор удивляюсь, что в небольшом поселке с одной школой так много разнообразных талантов. И не только детей, но и взрослых.
Так и родилась студия «На бис!». В коллективе Ахмед Дианов не ставит цель сделать из ребят профессионалов, в первую очередь — это досуг, увлечение.
— Я им даю творческую свободу и обучаю акробатическим и гимнастическим трюкам, жонглированию, ходьбе по проволоке, основам клоунады и помогаю собрать и сделать номер для выступлений.
Один из учеников Ахмеда Дианова стал профессионалом и работает в труппе у Владимира Куклачева. А еще цирковая арена стала вторым домом не только для Ахмеда Биляновича, но и для круга его семьи. Свою жизнь с цирком связали его брат, племянники, жена и дочь. Его племянник Рустам Дианов, был главным режиссером в парке «Сокольники». Он на протяжении 11 лет собирал Международный фестиваль клоунады в Сокольниках.
В этом сезоне у руководителя кружка «На бис!» есть интересные задумки, разучиваются новые номера, а 29 апреля у юных цирковых артистов будет отчетный концерт.
В арсенале у кружка есть немало интересных номеров – и с самыми юными школьниками, и ребятами постарше. И как знать, может кто-то из ребят загорится мечтой стать частью большой «цирковой» семьи, и однажды окажется на сцене Большого Московского цирка или соберет собственную труппу.