Понедельник, 23 декабря 2024, 11:41
Пасмурно 0°

Опросы

Какие у Вас планы на новогодние праздники?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
— Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
Председатель Мосгосстройнадзора Антон Слободчиков.
Всеволод Шиловский скоро отметит юбилей — 80 лет. Фото: Григорий Сысоев, ТАСС

Всеволод Шиловский: Я рвался в Суворовское училище

Всеволод Шиловский скоро отметит юбилей — 80 лет.  Фото: Григорий Сысоев, ТАСС
Всеволод Шиловский скоро отметит юбилей — 80 лет. Фото: Григорий Сысоев, ТАСС

3 июня народному артисту России, известному кинорежиссеру и артисту, экс-режиссеру МХАТа, народному артисту России Всеволоду Шиловскому исполнится 80 лет.

— Всеволод Николаевич, посещая экспозицию в Политехническом музее, я обнаружила, что среди его экспонатов есть изобретения вашего отца по аэродинамике…

— Мой отец был человеком очень разносторонним и не обделенным всевозможными талантами. Он, с одной стороны, был выпускником консерватории, а с другой стороны — окончил Военную академию Жуковского. К тому же руководил крупным авиационным предприятием. Среди его близких друзей были М. М. Громов, М. В. Водопьянов и В. С. Молоков — знаменитые летчики, Герои СССР. Только благодаря этой троице я в свое время избежал клейма «сына врага народа». Годы были суровые, папиного брата вице-адмирала расстреляли. А потом, естественно, встал вопрос и о судьбе отца. И тогда вся троица подкатила к нашему дому, засунула отца в автомобиль и на самолете транспортировала в бухту Тикси, где он стал начальником. Причем заранее ему ничего не сказали, тут нужен был эффект внезапности. За ним пришли в тот же вечер, но оказалось, что отправить отца дальше, чем он оказался, было уже невозможно.

— Ну а театральные деятели в вашем роду были?

— Мой дедушка был владельцем театра в Малаховке и одновременно коннозаводчиком. У него было три брата, один из которых служил артистом в Малом театре. А два других — скульптор и литератор.

— А правда, что вы в молодости написали письмо самому Сталину?

—  Правда. Я искренне рвался в Суворовское училище и был готов отдать за дедушку Сталина все! Но этот такое было время — сегодняшней молодежи не понять, тогда работала мощнейшая идеологическая машина. В нашей жизни все было перемешано — и жуть, и искренняя вера в справедливость этой идеологии. Иначе, как могло бы такое быть, что в годы войны люди по нескольку месяцев не покидали заводы, на износ работая на победу.

Я родился достаточно хилым. Ребенком был болезненным, практически дистрофиком: у меня нашли и туберкулезную палочку и порок сердца. Поэтому Суворовское училище мне в любом случае не светило. Мы жили на том самом берегу Яузы, который вы хорошо помните по фильму «Верные друзья».

Я очень люблю этот фильм. Глядя на трех мальчишек в маленькой лодочке, всегда вспоминаю наводнения — Яуза весной разливалась, вода стояла так высоко, что до места учебы нас, детей, доставляли на студебекерах или телегах, запряженных лошадьми. И кстати, из 42 человек, учившихся в моем классе, все поступили в высшие учебные заведения.

— Мне казалось, что вы жили где-то в районе Останкино?

— Да, сначала у нас в Останкине была очень большая квартира. Но когда отец ушел на фронт, маме впервые в жизни пришлось идти работать на завод, и мы несколько раз меняли нашу жилую площадь на меньшую. В итоге оказались у метро «Электрозаводская» в маленькой комнате. Зато я стал свидетелем того, как открывались станции метро «Семеновская» и «Электрозаводская», их ведь строили в войну.

Пацаны нашего района первыми пролезали под нарядной красной ленточкой.

А район был рабочий, шумный. Тогда не было понятия шумоизоляция, глушителей не существовало, и даже при наглухо закрытых окнах нам приходилось перекрикиваться, как в лесу, — моторы сту-чали без перерыва. Стекла дребезжали, а то и просто грохотали, люди трудились в наушниках.

— Как выглядели детские шалости послевоенной детворы?

— Под стать времени. Закапывали карбид, поджигали и устраивали взрывы. Чем мощнее получалось, тем интереснее. Или устраивали соревнования, кто ближе перебежит перед идущим трамваем. Однажды у меня не получилось, я оказался лежащим на асфальте, весь изодранный.

— Ахматова написала про свои стихи «когда б вы знали, из какого сора». А из какого сора вырастают режиссеры?

— Во мне с детства сидело ощущение лидерства. И одновременно всю жизнь сопровождало чувство одиночества, постоянной неудовлетворенности собой.

Думаю, потому, что мальчишки военного времени не терпели соплей. Что касается публичных выступлений, то уже в три года я играл зайца в саду, мне это очень нравилось. В начальной школе стал солистом хора в кинотеатре «Родина», туда часто приезжали известные артисты. Я даже видел живого Столярова, который для нас был небожителем.

В кинотеатре меня и нашел помощник режиссера, пригласив на кинопробы в Студию имени Горького. Мне это тоже очень понравилось! А уже в девятом классе решился провернуть авантюру и сдать экзамены в Школу-студию МХАТ. Прошел все три творческих тура, и мне предложили подавать документы, но ведь предстояло еще оканчивать среднюю школу. После ее окончания на вопрос матери: «МВТУ или МАИ?» я твердо ответил: «Только Школа-студия МХАТ». Тогда я не думал, что Московский Художественный театр будет главной драгоценностью в жизни. Я храню в сердце воспоминание о великих стариках, я играл с ними на одной сцене, общался, дружил.

СПРАВКА

Всеволод Николаевич Шиловский (род. 3 июня 1938, Москва, СССР) — народный артист России, режиссер театра и кино. Окончил Школу-студию МХАТ.

В 1961–1987 годах совмещал активную съемочную деятельность с работой во МХАТе. Являлся режиссером МХАТа. Руководитель актерской мастерской во ВГИКе.

Снимался в фильмах «Село Степанчиково и его обитатели», «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Бедная Маша», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Влюблен по собственному желанию», «Военно-полевой роман», «Торпедоносцы», «Узник замка Иф», «Интердевочка». Режиссер фильмов «Миллион в брачной корзине», «Блуждающие звезды», «Аферисты», «Звезды на утреннем небе» и др.

 

Новости партнеров