Времён связующая нить
26 января в музее школы № 2073 в Вороновском поселении прошёл необычный урок. Необычным было не только место его проведения: и те, кто его вели, и те, кто его слушал, - учителя. Темы тоже явно взяты не из школьных планов. Это былотборочный этап Городского конкурса «Времён связующая нить: урок в школьном музее» среди руководителей музеев образовательных организаций ТиНАО. Мастер-классы провели 7 школьных музеев. Лучшими названы уроки школ: №2083, 2070 и 1392.
«Практически в каждой школе есть свой музей, - рассказал методист городского методического центра Департамента образования Москвы Сергей Шишкин, курирующий школы ТиНАО по вопросам патриотического воспитания и музейной работы. – В прошлом году была проделана большая работа по их сертификации. Сейчас 24 школьных музея сертифицированы, 3 – готовят документы».
Музеи боевой славы, историко-краеведческие и более узкой направленности – «Русская изба» или, наоборот, необозримо широкой – «Музей мира и добра». Большие и маленькие, проработавшие не один десяток лет и только что открывшие, все они объединены одним – во главе каждого стоит подвижник, энтузиаст. «В истории музея личность руководителя – самое главное, - улыбается руководитель школьного музея в Ватутинках Наталья Тощевикова. – Эта деятельность не оплачивается и никаких бонусов не даёт. Заниматься музейным делом в школе могут только энтузиасты!» Такие люди объединяют вокруг себя единомышленников, рядом с ними интересно детям, они с удовольствием начинают участвовать в жизни музея.
В музее Ватутинской школы часто многолюдно. Здесь проходят встречи с ветеранами и творческими людьми, тематические уроки, школьники ведут экскурсии на русском и английском языках.
«Так исторически сложилось, что школьные музеи играют особую роль в жизни Новой Москвы, - объясняет Шишкин. – В деревнях и сёлах часто не только музеев, но и домов культуры не было, так что школьные музеи становились центрами культуры и патриотического воспитания».
Каждый экспонат в таком музее уникален. Нет, совсем не обязательно эта вещь существует на свете в единственном экземпляре, но у неё обязательно есть своя история, делающая обыкновенную вещь неповторимой. Вот, например, военная форма. Её в конце 90-х музею школы п. Московский передал ветеран из Киева Григорий Яковлевич Болтанюк. Однополчанин рассказал ему об этом школьном музее, Болтанюк приехал, чтобы увидеть стенд, посвящённый его родной 70-й Верхнеднепровской ордена Суворова II степени стрелковой дивизии. Его так впечатлило увиденное, что, вернувшись домой, он собрал для ребят бандероль. «Дорогие ребята школы посёлка Московский, - было написано в сопроводительном письме. - Я, ветеран 70-стрелклвой дивизии 227 артполка дарю вам свое фронтовое обмундирование, в котором прошел всю войну. Эти вещи я берегу 42 года и прошу вас беречь их. Положите их в музей нашей 70-й дивизии, пусть навечно хранятся в музее».
Или поломанные деревянные санки в Вороновском школьном музее. Передала местная жительница: «Не знаю, - говорит, - выбросить или отремонтировать?» «Пусть остаются такими, как есть, чтобы школьники видели, на каких санках катались послевоенные ребятишки», - принимая дар говорит хранительница музея Лариса Пирогова.
Бесценные реликвии – письма с фронта. Их передают в школьные музеи родственники ветеранов, чтобы сберечь истлевшие листки, сохранить память о той войне, увековечить имена защитников Отечества.
«А может, не нужен музей? Был бы, например, ещё один класс в школе?» - спрашиваю ученика Краснопахорской школы Акима Акимова. «Да нет, что вы, - протестует он. – Я люблю наш музей. Приходишь сюда, будто в старину попадаешь. И начинаешь чувствовать себя частью чего-то великого».