Воскресенье, 23 февраля 2025, 09:40
Переменная Облачность -5°

Опросы

23 февраля отмечают День защитника Отечества. Какая из школ, названная в честь героя войны, находится не в ТиНАО?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Пернатый мир Москвы хранит в себе кладезь биоранообразия. Нас очень радуют редкие виды. Они становятся символами нашей работы
— Пернатый мир Москвы хранит в себе кладезь биоранообразия. Нас очень радуют редкие виды. Они становятся символами нашей работы
Даниил Давыдов, главный специалист отдела мониторинга биоразнообразия столичного ведомства.

Восток требует русского

Анатолий Устинов во Вьетнаме преподает школьникам русский язык. Фото: из личного архива

Учитель школы № 2120 в поселении Московский Анатолий Устинов готовится отправиться в Иран, чтобы помочь иностранцам в изучении русского языка. С этой целью преподаватель совершил уже с десяток командировок на Восток, побывав в Узбекистане, Таджикистане, Вьетнаме и даже в Сирии…

Собирая чемодан в очередную поездку, Анатолий Юрьевич даже не задумывается — его багаж будет очень тяжелый. Причем максимально — 30 килограммов! И поверьте, в огромном багаже педагога не останется даже лишнего свободного грамма. А все потому, что, беря курс на Восток, пусть и всего дней на десять, педагог везет огромное количество вещей. Причем не для себя, а для работы. Книги, ноутбук... и даже проектор! Там, на Востоке, о московских современных школах зачастую могут только мечтать. К примеру, в Сирии, если во время урока вдруг не отключится свет — уже хорошо

быть педагогом русского языка. Причем не только как родного, но и иностранного. Когда начинал работать еще в 1980-е в школе в Армавире, в его классе были армяне родом из Грузии, говорившие хорошо только на родном языке. И как таким детям преподавать? Но Анатолий Юрьевич нашел выход: давал разные задания тем, кто язык знал, и тем, кто с ним только знакомился. Некоторые из армян даже называли молодого педагога... учитЕльница!

— Я удивлялся, пока не узнал, что в армянском языке отсутствует категория рода, — говорит Анатолий Юрьевич.

— Дети слышали, как другие ребята обращаются к учителям. Но те в основном были женщины. Поэтому и называли меня соответствующе. Я не обижался.

Понимая все это, Анатолий Юрьевич и ребят оценивал по-разному.

— Местным ставил «два» за пять ошибок. Приезжим — за восемь, — вспоминает учитель.

6 февраля. Московский. Анатолий Устинов с сувенирами из зарубежных поездок. Фото: Владимир Смоляков, «Вечерняя Москва»

Сейчас Анатолий Юрьевич — доктор наук, преподает в школе и в университете. Русский язык как иностранный — теперь одна его из специальностей. И в разговоре это чувствуется. Многие слова даже в обычной беседе педагог произносит четко и отрывисто, проговаривая каждый звук. Словно вновь находится на уроке и объясняет произношение. А некоторые слова (вероятно, Анатолий Юрьевич этого даже не замечает), повторяет по нескольку раз.

В числе тех, кто будет обучать иностранцев русскому языку, Анатолий Устинов оказался, пройдя серьезный конкурс среди педагогов. В составе делегации из России должны быть люди, которые не только смогут объяснить весьма непростой русский язык. Но и стать соавторами учебника, материалы которого нужно «опробовать» на месте и лишь потом опубликовать. Еще нужно знать английский на разговорном уровне, чтобы изъясняться с учениками на языке-посреднике.

— Тем более что в основном преподавать нужно будущим учителям русского. Иногда, конечно, зовут и в школы, и просто к студентам, — говорит Устинов.

Бывает, язык-посредник почти не помогает. Приходится пользоваться языком жестов. — «Меня зовут Анатолий», — четко и медленно произносит Устинов.

— Раза три-четыре скажешь — и становится понятнее. Так медленно, но верно ученики привыкают слушать русскую речь. Кстати, где преподавать — во Вьетнаме, в Сирии или странах СНГ — для Анатолия Устинова разницы нет. Он приезжает в небольшие командировки, дней на десять и сталкивается практически с одним и тем же: полным отсутствием технического оснащения.

— Парты, классные доски — есть везде. Но обычно на этом и все. Технически лучше из всех восточных стран, где я бывал, развит Вьетнам. Но везде, где мы преподаем, оставляем укомплектованный класс русского языка. Везем книги, портреты писателей. Ну и технику, нужную для уроков, — говорит Анатолий Юрьевич.

Самые запоминающиеся поездки, как говорит учитель, последние. Несколько месяцев назад Анатолий Устинов вернулся из Сирии.

— Меня обычно спрашивают, безопасно ли там. Это же Сирия! — говорит учитель.

 — Честно, по улице я ходил спокойно. Был в Дамаске. Это очень красивый город с интересной историей. Передать словами это невозможно. Конечно, за нашей безопасностью тоже следят. И ездим мы делегацией. Есть места, где неспокойно. Но каких-то таких внештатных ситуаций не было, — говорит Устинов.

Запоминается педагогу другое: красивые места, удивительные люди. И забавные случаи на экзаменах, которые учитель принимает в конце командировок.

— Какой курьезный случай произошел в Дамаске... — говорит Анатолий Устинов.

— Принимал экзамен у студентов. И одному из них задал вопрос: «У тебя есть жена?» Студент ответил: «У меня нет жены». Я решил проверить и вопрос задать иначе: «Ты женат?» На что услышал: «Да, я женат».

Педагога это поставило в тупик. Либо студент не понимает, о чем его спрашивают, либо вводит в заблуждение.

— Я опять ему несколько раз эти вопросы повторил. И услышал такие же ответы! А рядом со студентом сидел его друг, который понял мое замешательство и сказал: «Ааанаатолий! У него две жены! Он два раза женат», — смеется Устинов.

— Так что теперь, преподавая в мусульманской аудитории, я начал спрашивать мужчин: «Женаты ли вы и сколько у вас жен?».

О своих командировках педагог иногда рассказывает ученикам школы № 2120, которые всегда ждут его. Ребята знают: учитель не приедет с пустыми руками. Чаще всего Анатолий Юрьевич привозит ребятам сладости из поездок.

— Для них в моем чемодане всегда находится место, — говорит педагог.

— А приземляясь в Москве, я думаю: дома лучше, чем где-либо. Но понимаю: командировка в другую страну может начаться в любой момент. Сейчас мы начали сотрудничать с Ираном. Правда, пока дистанционно.

 

В ТЕМУ

Интерес к русскому языку в странах Востока сейчас достаточно велик, что руководство этих стран обращаются в Министерство просвещения РФ с просьбой помочь в подготовке будущих педагогов. Анатолий Устинов как раз и вошел в состав такой группы.

Новости партнеров