— Классические композиции всегда благоприятно влияют на душевное благополучие, поэтому слушатели точно проникнутся мастерством артистов. Творчество таких великих музыкантов не должно быть забыто.
Заместитель директора ДК «Первомайское» Светлана Горовая.
Церковь святых апостолов в Карсе, бывшая христианская церковь, превращенная ныне в мечеть. Работа Айгуль Окутан
В Государственном музее-усадьбе «Остафьево» — «Русский Парнас» поселения Рязановское 29 января состоялось открытие выставки турецкой художницы Айгуль Окутан «Эрзурум и Карс — восточная сказка русского поэта». На мероприятии побывал корреспондент «Новых округов» и узнал о любви Александра Пушкина к Турции.
Александр Пушкин на фоне Карской крепости. Работа Айгуль Окутан
Не каждый знает, что свободно писавший на французском языке Александр Пушкин никогда не был в Европе. Единственное путешествие в своей жизни он совершил в 1829 году через Кавказ в сторону Персии, где в составе русской армии посетил города Османской империи Карс и Эрзурум.
Свои впечатления от поездки поэт описал в записках «Путешествие в Эрзрум во время похода 1829 года».
«Граница имела для меня что-то таинственное; с детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу, и никогда еще не вырывался из пределов необъятной России. Я весело въехал в заветную реку, и добрый конь вынес меня на турецкий берег».
Александр Пушкин восхищался красотами Турции и ее гостеприимным населением. И эта любовь оказалась взаимной. Сейчас во всех сувенирных лавках Эрзурума и Карса можно увидеть издания с записками о путешествии. Причем не только на русском языке, но и на турецком. В школах в рамках внеклассного чтения задают произведения поэта, а в самом Эрзуруме хотят создать музей, посвященный классику.
«Дорога была прекрасна и в топких местах вымощена — через ручьи выстроены были каменные мосты. Земля приметно возвышалась — передовые холмы хребта Саганлу (древнего Тавра) начинали появляться».
Восточная сказка Александра Пушкин: картины в технике эбру художницы Айгуль Окутан. Фото: Денис Кондратьев
Айгуль Окутан, побывав в тех же местах, попробовала создать иллюстрации путешествия поэта. Именно для этой выставки художница совместила турецкую национальную технику эбру и свое академическое российское образование, она дорисовывала картины в классической технике акрилом.
Основой ее работ пушкинского цикла стали холст или бумага с красочными разводами.
На выставке представлены 19 работ художницы. Каждая из них иллюстрирует образ Александра Пушкина и виды тех мест, которые описаны в его записках. Айгуль Окутан использовала технику рисования на воде для создания богатейшего декоративного фона, служащего основой для реалистических композиций, нарисованных красками с помощью кисти. Например, фон картины «Александр Пушкин на уличном базаре в Экрзуруме», выполненный в технике эбру, придает ей легкость, а персонажи, нарисованные акрилом, завершают романтичный образ работы.
Экспозиция будет открыта в музее-усадьбе до конца февраля этого года. Автор идеи и руководитель творческого проекта «Эрзурум и Карс — восточная сказка русского поэта» — заслуженный работник культуры Республики Татарстан Альфия Рахматулина.
Эбру зародилось в Средней Азии около восьмисот лет назад. В музее хранятся первые образцы работ в этой технике XII века, но историки считают, что она еще древнее. Первоначально технику использовали для оформления обложек книг. В переводе с персидского эбру означает «нa поверхности воды». В Османской империи эбру стало самостоятельным искусством, а в начале XX века стали придумывать новые стили. В Европy этa техникa пришла под названием «турецкая мраморная бумага».
Александр Пушкин на уличном базаре в Экрзуруме. Работа Айгуль Окутан
В городах Эрзурум и Карс сохранилось много зданий и улиц, которые видел Александр Пушкин.
«…улицы города тесны и кривы. Дома довольно высоки. Народу множество…».
В турецкой технике эбру используется водный раствор, загущенный растительным экстрактом. Он делает его более плотным и вязким, благодаря чему цветные капли не размываются и не смешиваются, как в обычной воде, а сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Именно желчь наделяет рисунок четкостью и несмываемостью.
— По подготовленной водной поверхности разбрызгивается краска, после чего на этом красочном слое с помощью заостренной деревянной или металлической палочки создается рисунок. В итоге получается полихромный фон, который по желанию может превратиться в цветочный узор, пейзаж, рисунок птицы, рыбы или любое другое изображение. Затем рисунок можно перенести на бумажный лист или другие поверхности — дерево, ткань, керамику, кожу, — поделилась художница.
Айгуль Окутан удалось создать картины, которые переносят нас в то время и передают романтичные и красочные образы Эрзурума и Карса, будто мы видим их глазами поэта. Для художницы, живущей в Стамбуле уже более десяти лет, пушкинская тема важна для осознания собственной причастности к великому культурному наследию России и Турции. Айгуль Окутан нашла в нем связующие звенья и точки соприкосновения.