Восточная сказка Александра Пушкина глазами художницы Айгуль Окутан
В Государственном музее-усадьбе «Остафьево» — «Русский Парнас» поселения Рязановское 29 января состоялось открытие выставки турецкой художницы Айгуль Окутан «Эрзурум и Карс — восточная сказка русского поэта». На мероприятии побывал корреспондент «Новых округов» и узнал о любви Александра Пушкина к Турции.
Не каждый знает, что свободно писавший на французском языке Александр Пушкин никогда не был в Европе. Единственное путешествие в своей жизни он совершил в 1829 году через Кавказ в сторону Персии, где в составе русской армии посетил города Османской империи Карс и Эрзурум.
Свои впечатления от поездки поэт описал в записках «Путешествие в Эрзрум во время похода 1829 года».
«Граница имела для меня что-то таинственное; с детских лет путешествия были моею любимою мечтою. Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу, и никогда еще не вырывался из пределов необъятной России. Я весело въехал в заветную реку, и добрый конь вынес меня на турецкий берег».
Александр Пушкин восхищался красотами Турции и ее гостеприимным населением. И эта любовь оказалась взаимной. Сейчас во всех сувенирных лавках Эрзурума и Карса можно увидеть издания с записками о путешествии. Причем не только на русском языке, но и на турецком. В школах в рамках внеклассного чтения задают произведения поэта, а в самом Эрзуруме хотят создать музей, посвященный классику.
«Дорога была прекрасна и в топких местах вымощена — через ручьи выстроены были каменные мосты. Земля приметно возвышалась — передовые холмы хребта Саганлу (древнего Тавра) начинали появляться».
Айгуль Окутан, побывав в тех же местах, попробовала создать иллюстрации путешествия поэта. Именно для этой выставки художница совместила турецкую национальную технику эбру и свое академическое российское образование, она дорисовывала картины в классической технике акрилом.
Основой ее работ пушкинского цикла стали холст или бумага с красочными разводами.
На выставке представлены 19 работ художницы. Каждая из них иллюстрирует образ Александра Пушкина и виды тех мест, которые описаны в его записках. Айгуль Окутан использовала технику рисования на воде для создания богатейшего декоративного фона, служащего основой для реалистических композиций, нарисованных красками с помощью кисти. Например, фон картины «Александр Пушкин на уличном базаре в Экрзуруме», выполненный в технике эбру, придает ей легкость, а персонажи, нарисованные акрилом, завершают романтичный образ работы.
Экспозиция будет открыта в музее-усадьбе до конца февраля этого года. Автор идеи и руководитель творческого проекта «Эрзурум и Карс — восточная сказка русского поэта» — заслуженный работник культуры Республики Татарстан Альфия Рахматулина.
Эбру зародилось в Средней Азии около восьмисот лет назад. В музее хранятся первые образцы работ в этой технике XII века, но историки считают, что она еще древнее. Первоначально технику использовали для оформления обложек книг. В переводе с персидского эбру означает «нa поверхности воды». В Османской империи эбру стало самостоятельным искусством, а в начале XX века стали придумывать новые стили. В Европy этa техникa пришла под названием «турецкая мраморная бумага».
В городах Эрзурум и Карс сохранилось много зданий и улиц, которые видел Александр Пушкин.
«...улицы города тесны и кривы. Дома довольно высоки. Народу множество...».
В турецкой технике эбру используется водный раствор, загущенный растительным экстрактом. Он делает его более плотным и вязким, благодаря чему цветные капли не размываются и не смешиваются, как в обычной воде, а сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Именно желчь наделяет рисунок четкостью и несмываемостью.
— По подготовленной водной поверхности разбрызгивается краска, после чего на этом красочном слое с помощью заостренной деревянной или металлической палочки создается рисунок. В итоге получается полихромный фон, который по желанию может превратиться в цветочный узор, пейзаж, рисунок птицы, рыбы или любое другое изображение. Затем рисунок можно перенести на бумажный лист или другие поверхности — дерево, ткань, керамику, кожу, — поделилась художница.
Айгуль Окутан удалось создать картины, которые переносят нас в то время и передают романтичные и красочные образы Эрзурума и Карса, будто мы видим их глазами поэта. Для художницы, живущей в Стамбуле уже более десяти лет, пушкинская тема важна для осознания собственной причастности к великому культурному наследию России и Турции. Айгуль Окутан нашла в нем связующие звенья и точки соприкосновения.