Воспитатель нового поколения
В Коммунарке на образовательной площадке «Новая звезда» школы № 2070 работает педагог начальных классов Татьяна Клепукова. В 2020 году она вошла в «Золотую тысячу учителей России», а недавно стала финалисткой Всероссийского конкурса среди наставников «Быть, а не казаться!». Татьяна заняла седьмое место среди более чем 50 тысяч участников со всей страны. Секретами успешной работы с детьми она поделилась с корреспондентами «НО».
В России должность «патриотический воспитатель» появилась относительно недавно, в 2022 году. Такие наставники помогают детям лучше понять историю и культуру страны, воспитывают уважение к традициям и ценностям. Татьяна же видит в этой работе возможность помочь детям развить таланты и найти призвание. Она активно вовлекает учеников в конкурсы, олимпиады, организует выступления на фестивалях и волонтерские акции.
— Для меня патриотизм — это, скажем так, не существительное, а глагол. Не слова, а действия, участие в жизни общества, — рассказывает учительница.
По мнению Татьяны, важно увлечь ребенка, а самый простой способ сделать это — личный пример. Татьяна делится с учениками историями побед и неудач, помогая понять, что успех требует усилий, времени и терпения.
— Я стараюсь донести до ребят, что невозможно мгновенно оказаться на вершине, — отмечает педагог. — Невозможно стать самым умным, самым сильным или самым успешным за один день. К победе нужно долго и упорно идти.
Вот и путь Татьяны начался задолго до того, как она решила стать учителем. Идеи, которые лежат в основе ее методики работы, из детства.
— Как говорится, все новое — хорошо забытое старое, — с улыбкой объясняет учительница. — В советской системе образования вообще много внимания уделялось патриотическому воспитанию, для нас оно начиналось еще в детском саду. Сначала мы становились октябрятами, потом пионерами. И нас также воспитывали через дело — помогать старшим, собирать макулатуру, участвовать в субботниках.
Особенно ярко в памяти Татьяны остался момент посвящения в пионеры
— Я до сих пор помню, как стояла в огромном кинотеатре, как волновалась во время выступления перед ветеранами, когда нужно было произносить клятву.
А вдруг ошибусь, и все, меня не примут в пионеры...
Для успешного воспитательного процесса не менее важны влияние и поддержка со стороны семьи, считает Татьяна.
— За 28 лет педагогического труда я уже поняла, что без них никуда — мы действуем как одна команда, — объясняет она. — К нам приходят ветераны, делятся воспоминаниями о прошлом. Мамы и папы проводят беседы, рассказывают о профессиях и секретах личного успеха. Дети выезжают на экскурсии по местам боевой славы и участвуют в мастер-классах от профессионалов разных специальностей. С каждым годом количество таких мероприятий только растет.
Среди персональных разработок Татьяны проект под названием «МыВместе», основная цель которого — объединение детей разных национальностей и культур через общие ценности и традиции.
Благодаря проекту дети посещают встречи с отечественными писателями, устраивают тематические конкурсы и выставки. Ученики Татьяны занимаются волонтерством: участвуют в акциях по сбору гуманитарной помощи, отправляют письма ветеранам и военнослужащим, находящимся в зоне проведения специальной военной операции.
Как считает учитель, самое важное — это начать.
— Что-то ребенка зацепит, вызовет искренний интерес. Он станет развиваться сам и привлекать других ребят — это лучшая реклама, — с улыбкой замечает Татьяна.
О конкурсе «Быть, а не казаться!», в котором она стала одной из лучших, оставив позади почти 50 тысяч коллег, педагог узнала от подруги, тоже наставника по воспитанию. Татьяну сразу же привлекло название программы, и она решила попробовать: заполнила анкету и подготовила видеовизитку.
— Всего одна минута для того, чтобы представить концепцию! Это непросто: нужно было кратко изложить идеи и подходы к работе с молодежью, — рассказывает Татьяна. — Конкуренция была серьезной: из 50 тысяч участников для финала отобрали всего 400 человек. Самым сложным этапом стали кейсы. Нам давали конкретные ситуации — например, как помочь ребенку в лагере патриотического воспитания, если мальчик или девочка столкнулись с травлей. Нужно было рассмотреть проблему с разных точек зрения: со стороны педагога, родителей и ребенка.
Останавливаться на достигнутом Татьяна не привыкла и уже подала заявку на национальную премию «Патриот-2024». И, возможно, она тоже будет в ее руках.
Интересно
Слово «патриот» родом из Древней Греции, но его первоначальное значение отличалось от современного. Для греков страна как единое целое имела меньше значения, чем город, в котором они жили. Поэтому приезжих из других частей страны называли «патриотами», что переводится как «соотечественник». В России же это понятие, как и многие другие иностранные термины, впервые появилось во времена Петра Первого и имело значение «сын Отечества».