Внимательный клиент всегда прав
На этой неделе Москва отмечала Всемирный день защиты прав потребителей. Юрист Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова рассказала о наиболее распространенных случаях, когда москвичи попадают в неприятные ситуации. Как правило, все они связаны с невнимательностью и незнанием своих прав.
Договор читайте внимательно
Покупая мебель или делая ремонт, москвичи не читают договор, который им предлагают подписать. Но потом может выясниться, что диван привезут только через три месяца, а гарантия качества ремонтных работ дана всего на три месяца.
Совет: внимательно читайте договор, а лучше дайте ознакомиться с ним юристу. Он разглядит в документе подводные камни, о которые можно запнуться.
За смутными для вас юридическими формулировками могут скрываться вполне конкретные неприятности и убытки.
Проверяйте партнеров
Москвичи нередко связываются с абсолютно случайными компаниями, купившись, скажем, на листовку из почтового ящика или поверив интернет-рекламе.
Вывод: соберите о компании, у которой вы хотите получить товар или услугу, максимум информации. Узнайте, есть ли у них интернет-сайт. Почитайте отзывы о компании. А потом принимайте решение: связываться с ней или нет.
Не верьте слову «завтра» Им часто пользуются поставщики той же мебели или бытовой техники и бригады ремонтников. Как правило, за этим словом скрывается желание не нести ответственность за затягивание сроков проведения работ или поставки товара.
Вывод: если вам говорят «завтра», а в договоре, который вы заключили, сроки четко оговорены, составляйте письменную претензию и выставляйте материальные требования, пока контора еще существует.
Осматривайте товар при приемке
Многие товары москвичи покупают через интернет. Но привезенный товар не проверяют сразу, а потом выясняется,
что бытовая техника, например, не работает. А зеркало, оказывается, треснуло — но ведь в упаковке этого не видно.
Между тем полученный товар вернуть крайне сложно. Продавец может сказать, что зеркало расколотили вы сами, а телевизор сломался от неправильной эксплуатации.
Вывод: тщательно осматривайте товар при приемке. Будьте особо внимательны к сложнобытовой технике и хрупким деталям мебели — например, ручкам, зеркалам и т. д.
Свои права оценивайте адекватно
Многие потребители думают, что закон всегда на их стороне, а продавец или исполнитель услуги в любом случае не прав. Типичный пример: вы покупаете в магазине — виртуальном или реальном — сотовый телефон. Потом понимаете, что он вам не нравится, и пытаетесь его вернуть. Но у вас его не принимают.
Смарфтон, если в нем не выявлены явные недостатки, нельзя вернуть в магазин.
Вывод: перед тем как что-то купить, изучите Постановление правительства РФ от 19 января 1998 года № 55. В нем есть перечень товаров без дефектов, которые вернуть не получится. Среди прочего это предметы гигиены (в том числе расчески, зубные щетки, линзы для очков, маникюрные ножницы и другие); лекарства и медицинские приборы; товары по уходу за детьми (соски, пеленки, бутылочки); нательное и постельное белье, а также чулочно-носочные изделия; парфюмерия и косметика и многие другие товары.