Властелины кольца: инфографика
Накануне Дня железнодорожника — 2 августа — «НО» побывали на одном из двух самых главных российских полигонов, где проводятся испытания железнодорожного транспорта — на Экспериментальном кольце ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» в городском округе Щербинка. И узнали, как новые модели рельсов, прежде чем их сертифицируют и установят на магистральную железную дорогу, тщательным образом испытывают. Причем годами, применяя самые современные технологии. И еще много интересного.
РЕЛЬСЫ-РЕЛЬСЫ, ШПАЛЫ-ШПАЛЫ…
Сначала опытные образцы проверяют на стендовом оборудовании: они должны выдержать нагрузку, которая возникает в реальных условиях. Для проверки рельсов на прочность, например, их охлаждают в камере при температуре до минус 60 градусов (это делает рельсы более уязвимыми перед возможными ударами), а затем сбрасывают на них с высоты 10 метров груз весом в 1 тонну. И по тому, что произошло с рельсом, — разрушился ли, треснул или остался целым, ученые выносят заключения.
— По характеру разрушения мы определяем, какие нарушения были допущены при производстве, и затем даем рекомендацию производителю, как улучшить качество детали, — рассказал «НО» заместитель заведующего лабораторией отделения «Транспортное материаловедение» Владимир Рейхарт.
А затем рельсы устанавливают на кольцевой путь и по ним прогоняют тяжеловесный состав. Поезд весом до 10 тысяч тонн следует по кольцу по 16 часов в сутки и, таким образом, за год накатывает от 300 до 350 миллионов тонн брутто. И когда накатывается миллиард — считается, что рельс испытание прошел.
В настоящий момент ученые института работают над тем, чтобы сократить время испытаний, и создают программы, которые позволили бы их смоделировать.
ЕХАЛ ПОЕЗД ЗАПОЗДАЛЫЙ
На первом пути экспериментального кольца протяженностью шесть километров испытывают локомотивы, электро- и дизельные поезда, пассажирские и грузовые вагоны.
«Сапсан» и двойной «Сапсан», скоростной поезд «Аллегро» (Санкт-Петербург — Хельсинки), знаменитый электропоезд «Ласточка», новый двухэтажный «Аэроэкспресс» испытывались именно здесь. Недавно проходил испытания, а сейчас — пусконаладку — электропоезд городского типа ЭГ2ТВ Тверского вагоностроительного завода.
Неофициально его называют «Иволга», а работники «кольца» между собой прозвали его «Миссис Клювдия»: на головном вагоне есть оранжевый отсек, напоминающий клюв.
— Это краш-система, которая защищает поезд при столкновении, для России это инновация, — объяснил руководитель по пусконаладочным работам Тверского вагоностроительного завода Дмитрий Якунин.
По его словам, в «Иволге» впервые в стране используются дисковые тормоза, которые обеспечивают более плавное торможение, и действует система видеорегистрации, позволяющая машинисту наблюдать за тем, что происходит в салоне. Сейчас электропоезд готовят для участия в тендере, и, возможно, на нем вскоре можно будет прокатиться по Московской кольцевой железной дороге.
ТАМ ВНУТРИ
Не удивляйтесь, но Экспериментальное кольцо в Щербинке — это город в городе.
Здесь более 30 специализированных испытательных лабораторий и станций, депо для технического обслуживания техники, тяговая электрическая подстанция, обеспечивающая питанием не только полигон, но и всю Щербинку. Здесь можно увидеть раритет, например электричку СР3, которая ходила в послевоенные годы на линии Ярославский вокзал — Мытищи, и шестиосный электровоз ВЛ22м Тбилисского электровозостроительного завода, выпускавшийся с 1947 по 1958 годы. А со 2 по 5 сентября на территории кольца пройдет юбилейный V Международный железнодорожный салон «ЭКСПО 1520», где будут демонстрироваться самые последние достижения в оборудовании, технологиях, инфраструктуре железнодорожной индустрии.
ПАРАДОКС
Самое интересное, что прямо внутри железнодорожного кольца находится... деревня Новокурьяново. О ее обитателях «НО» расскажет в ближайших номерах.
ЧТО ТАКОЕ ОАО «ВНИИЖТ»
ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» — крупнейший научный центр железнодорожной отрасли в области научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок, который способен проводить весь спектр сертификационных испытаний. Институт действует с 1918 года, в 2008 году он преобразован в ОАО «ВНИИЖТ» — дочернее предприятие ОАО «РЖД».