Вторник, 25 февраля 2025, 01:28
Небольшая Облачность -12°

Опросы

Масленица — это древний славянский праздник, символизирующий проводы зимы и встречу весны. Можете ли Вы определить, какое из приведенных утверждений о Масленице не соответствует действительности?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Пернатый мир Москвы хранит в себе кладезь биоранообразия. Нас очень радуют редкие виды. Они становятся символами нашей работы
— Пернатый мир Москвы хранит в себе кладезь биоранообразия. Нас очень радуют редкие виды. Они становятся символами нашей работы
Даниил Давыдов, главный специалист отдела мониторинга биоразнообразия столичного ведомства.
Владимир Грамматиков всю жизнь посвятил детскому кино. Его картины, снятые десятилетия назад, с удовольствием смотрят и сегодня. Фото: Георгий Куролесин, РИА Новости

Владимир Грамматиков: Сложное время

Владимир Грамматиков всю жизнь посвятил детскому кино. Его картины, снятые десятилетия назад, с удовольствием смотрят и сегодня. Фото: Георгий Куролесин, РИА Новости
Владимир Грамматиков всю жизнь посвятил детскому кино. Его картины, снятые десятилетия назад, с удовольствием смотрят и сегодня. Фото: Георгий Куролесин, РИА Новости

На только что завершившемся XXIII Открытом фестивале анимационного кино председателем жюри выступил народный артист РФ, экс-руководитель Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького, нынешний креативный директор студии «Дисней» в России Владимир Грамматиков. О его ощущении от увиденной программы, положении в Российской анимации и игровом кино, о собственных творческих планах с режиссером беседует обозреватель «НО».

— Владимир Александрович, фестиваль «Суздальфест» — это фестиваль-смотр, сюда присылается все, что было сделано в анимации за текущий год. Какое у вас ощущение от увиденного на экране?

—  Есть вещи, которые четко для меня сформулировались. В российской анимации сегодня существует проблема сценариев.

Видимо, молодые авторы все больше полагаются на современные компьютерные технологии, надеясь, что то, что они сняли, компенсируется эффектами, и совершенно не думают при этом об уровне драматургии. И это, к сожалению, идет сквозняком. Нужно бить в колокола! Я заметил еще и то, что современная режиссура в большинстве своем тоже полагается на гениальность, видимо. И поэтому налицо недоработка персонажей.

— А какими должны быть анимационные персонажи?

— Они должны быть запоминающимися, причем не обязательно примитивными и обаятельными, потому что запоминаются и отрицательные персонажи. Но они на экране все бесхарактерные какие-то. И с точки зрения прорисовки, и с точки зрения образа. Создается такое ощущение, что они все — из одного мультика переходят в другой. Вспомните лучшие образцы авторской советской анимации — Винни Пуха или Кота Матроскина. Они совсем не сюсюкали! Так что к двум вещам — драматургии и проработке персонажей — надо относиться более внимательно.

— Давайте от анимации перейдем к игровому кино. Я слышала, что вы запускаете новую картину?

— У меня есть гигантский проект, очень личностный. Можно сказать, что это мой «Амаркорд». Мощная пронзительная история, послевоенная, когда в товарном вагоне мама, забрав нас, четырех детей и корову (потому что нам как многодетной семье в Свердловске дали корову, чтобы не умерли с голоду), забрав пианино (она была оперной певицей), отправилась из Свердловска в Москву.

Вот про это я и хочу снять кино. Первый вариант сценария уже есть, но он требует доработки.

— А что именно вас самого сегодня в сценарии не устраивает?

— Тональность. Я в какой-то момент понял, что в контексте нашей военной истории этот фильм будет немножко печальным, а я хочу сделать его светлым, про то, что мать двигалась, преодолевая трудности, выходя победителем.

— А зачем вы тогда, если не секрет, поехали в Москву из Свердловска?

— В Москву перевели работать моего отца.  Когда мы ехали на поезде, то каждую остановку спрашивали: «Это уже Москва?» — «Нет еще, Москва впереди».

В конце второй недели мама наконец сказала: «Приехали». Это была станция сортировочная — поезда, грязь, сажа, засаленное междупутье. Москва была в тридцати километрах, с ее Кремлем и Красной площадью. Мы же отправились не на улицу Воровского, поскольку наш дом еще не был достроен, а на Клязьму. Причем с нами в товарняке кроме коровы приехала еще и собака Лайка.

Все эти события и лягут в основу сценария. Этот фильм — гимн матери, гимн женщине. В России есть периоды, когда именно женщина должна стоять во главе управления не только семьей, но, возможно, и государством, чтобы навести порядок в доме — приласкать, приголубить, успокоить, обиходить все вокруг, никого не пугая и не стращая.

— А каким оно было, московское детство конца сороковых?

— Достаточно голодным и счастливым, как ни странно. Жмых воровали у коров, он казался очень вкусным — отжатые семечки. Мама тщетно била нас по рукам, пытаясь объяснить, что жмых в животе разбухает, увеличивается в четыре раза и провоцирует заворот кишок. Умом мы это понимали, но есть хотелось. Наше детство было еще и дворовым. Это сейчас в Москве дворы вымерли, все дети сидят у компьютеров. А в наше время двор был университетом жизни. Было много игр: колдунчики, казаки-разбойники, штандер. Или «я садовником родился» — первые опыты любви, потому что выкрикивалось название цветка у понравившейся девочки, а ты, обмирая, ждал ее отклика.

Играли и в «колечко-колечко» — это первые прикосновения к нежным девичьим рукам и собственный потный от волнения затылок. Вот такой джентльменский набор был в моем детстве.

— Я знаю, что ваш отец был государственным чиновником. Вы получили огромную по тем временам квартиру на площади Восстания. Как-то чувствовали его социальное положение?

— Отца-то мы как раз видели редко. Чаще всего по праздникам. Я хорошо запомнил праздник в 1948 году — юбилей М осквы. Папа нас всех посадил в маши-ну и повез на Красную площадь. Огромный портрет Сталина, проезд по Москве, центральный телеграф весь в лампочках, праздничный салют — это было просто о-го-го, конец света! Но атмосферу «счастливого детства» в нашей семье создавала все-таки мама. Дом для меня — обнаруженная под подушкой конфетка.

Это трогательное утреннее пробуждение перед походом в школу.

— Вы будете снимать кино на Студии имени Горького?

— Да, я пришел и сказал: «Я у вас снял первый фильм — «Усатый нянь», дайте снять и последний». Мы договорились.

— В игровом кино тоже сейчас идут сетования, что нет профессиональных сценаристов. А те, которые есть, утверждают, что им просто не дают писать то, что они хотят, — телевидение, выступающее зачастую соавтором фильма, требует жесткости, восходящей к чернухе, или излишнего драйва. А вы как считаете?

— Со сценаристами во все времена было сложно. Были просто всполохи, когда общенациональный настрой, как в 60-е годы, давал мощный приток сценаристов. А сейчас столкнулись с огромной проблемой. Студия «Дисней», креативным директором которой в России я являюсь, делает вторую часть проекта «Счастье — это». Мы столкнулись с огромной проблемой. Мы делали этот же проект три года назад, поддерживая молодых режиссеров и драматургов России, нашли деньги. Но мы сделали. И сняли 7 новелл по 13 минут о счастье, что это — в представлении молодых. А сейчас собрали деньги на второй. Но шутка в том, что молодые драматурги не хотят заниматься человеческими отношениями, человеческими чувствами. Их тянет куда-то в астрал, в какую-то космическую мерехлюндию. И это гигантская проблема, с которой мы столкнулись: сидим у нас 2–3 раза в неделю по 6 часов с этими драматургами и крутим, и крутим их сценарии. А это ведь — победители, лучшие из лучших, и даже из них, 14 человек, которые начали работать, осталось 10.

СПРАВКА

Владимир Грамматиков родился 1 июня 1942 года. Окончил ГИТИС и был назначен на роль Саши Шагалова в фильме «Я шагаю по Москве», однако его призвали в армию и роль досталась Евгению Стеблову. После армии окончил режиссерские курсы. Снимал сюжеты для киножурнала «Ералаш».  Сам также активно снимался. Среди лучших ролей — Павлик в фильме «Шестой». Первая серьезная режиссерская работа — фильм «Усатый нянь».

Новости партнеров