Виктор Сухоруков: Мне говорят, что я уникум
Виктор Сухоруков — актер многогранный. Корреспондент «НО» узнала у него, почему его отрицательные герои получаются такими обаятельными.
— Виктор Иванович, больше пяти лет вы играете в этом спектакле по роману Достоевского. Не устали?
— «РРР» очень любит молодежь. Правда, для меня спектакль немного «постаревший». Если бы было два состава, и мы могли бы меняться! Но дело в том, что я — один из немногих артистов, у которого ни в одном спектакле нет «второго состава». Режиссеры это объясняют тем, что я — уникум и другого такого на эту же роль не найти. Я же оказываюсь пленником этих спектаклей, ролей, а хочется новой работы, новых открытий. Разумеется, я не охладел к роли Порфирия Петровича, как не охладел ни к одной из ролей, которую играю на сцене, но порой думаю, что пора закрывать спектакль. Каждый раз я играю старательно и первозданно. Но роли отбирают у меня время, силы и не пускают уйти в другие истории. Это печально. Пока есть желание, силы, энергия хочется что-то натворить, начудить, нахулиганить.
— В репертуарном театре актеру трудно диктовать условия. Но есть антрепризные спектакли, откуда вы можете уйти в любой момент.
— Как я могу уйти из «Старшего брата» — спектакля «Свободной сцены» по пьесе Александра Вампилова? Только что вернулся из гастрольного тура по городам России с этим спектаклем. В Липецке — аншлаг, в Иванове — аншлаг. Да и жаль расставаться с драматургией Вампилова.
— В прокат вышел фильм о жизни Вампилова «Облепиховое лето» с Андреем Мерзликиным в главной роли.
— Критики ругают картину. А когда критикуют фильмы с вашим участием, как реагируете? А вдруг мне понравится фильм «Облепиховое лето», а вы отбиваете у меня охоту посмотреть? Впрочем, что вы мне про это «Облепиховое лето», когда у меня свое горе?! Снялся в фильме режиссера-дебютанта Александра Новикова-Янгинова, много усердия приложил, даже разделся догола (для роли), а результат плохой. Картина получилась нечестная, а это самое страшное обвинение. Возможно, режиссер считает, что снял шедевр, но я так не думаю. Впрочем, судить некого: кино — искусство субъективное.
— Полагаете, что кино — это искусство, а не индустрия?
— Хочу верить и до последнего буду верить в то, что кино — это вид искусства, а не индустрии. Да, это технологии, производство, но все равно оно существует в пространстве искусства. Поэтому к кино необходимо относиться как к сочинению художника, как к живописи, музыке, театру. Я не согласен даже с конкурсным отношением к кино на фестивалях, форумах. На фестивалях все равно оценивают, используя спортивную терминологию, а это к произведению искусства неприменимо.
— А вы знаете, что дебютный фильм Алексея Балабанова «Счастливые дни» с вашим участием получил свою первую награду на российском фестивале в Екатеринбурге вопреки всему. Должен же был победить фильм Валерия Тодоровского «Любовь»?
— Успех часто приходит неожиданно. Фильм «Брат» Алексей Балабанов стал снимать исключительно для того, чтобы заработать деньги на фильм «Про уродов и людей». Ему не давали денег на эту картину, временную историю». Фильм Павла Лунгина «Остров» тоже снимался как рядовой фильм, а он получил столько наград и стал откровением! Фильм «Про уродов и людей» изначально задумал Балабанов как произведение искусства, и таким он получился, но народную любовь получил «Брат».
— В фильме «Брат» Алексей Балабанов подарил нам героя, который вызывает неоднозначную реакцию, — это Данила Багров. Виктор Иванович, а для вас — персонаж Сергея Бодрова — положительный или отрицательный герой?
— Все журналисты спрашивают: «Данила убивает людей — какой же он герой?» Отвечаю брату-журналисту: «Данила — дитя своего времени. Друзья, вспомните время, в которое живет Данила Багров, и тогда все станет на свои места». Во времена войны — одни герои, во времена революции — другие, во времена распада — третьи. Уверяю вас, что беда может объединять людей, а может и разводить.
— Виктор Багров — плохой человек, которого вы наделили своим обаянием. Нет ли для вас загвоздки в том, что негодяям передаете часть своей души, своего тепла?
— Я хочу хорошо, честно выполнять свою работу, а про людей — какие они — положительные или отрицательные, пусть рассуждает зритель. Нередко меня обвиняют в том, что мои негодяи — обаятельные. На что отвечаю: «Для меня нет деления героев на хороших и плохих, на положительных и отрицательных». И я не программирую себя на то, какой мой персонаж — человек, а программирую на профессиональное исполнение роли. Между человеком и ролью существует большая дистанция. В реальной жизни я делю людей на плохих и на хороших, а героев, которых играю, не делю.
— Когда вам открыто говорят, что не принимают артиста Сухорукова, что чувствуете при этом?
— Пытаюсь переубедить людей. Когда мне говорят: «Мы вас не очень любим, но эту роль вы сыграли неплохо», я доволен своей работой. Конечно, хочется, чтобы любили просто меня, без ролей, но это ведь такое дело, когда рассчитывать на взаимность трудно. Я могу переживать, если не любят меня лично. Но когда отвергают моего персонажа, «рву на себе волосы».
— Актерская профессия — тяжелая?
— Наша профессия прекрасна еще тем, что нет нормированного рабочего дня. Если бы пришлось работать с 9 утра до 18 вечера, я бы сдох, простите, за грубость, или спился. Но трудность в ответственности — только бы не опоздать на самолет, не подвести людей... Мы живем очень интересно, но нелегко. Где покой, а где надрыв здоровья — никто не знает. Актеры не могут даже планировать свою трудовую деятельность, потому что зачастую она сваливается как снег.
СПРАВКА:
Виктор Иванович Сухоруков родился 10 ноября 1951 года. Окончил ГИТИС. Кстати, на одном курсе с ним учился и Юрий Стоянов — один из создателей программы «Городок». Именно поэтому Сухоруков позже снимался в этой передаче в рубрике «Приколы нашего городка».