Суббота, 23 ноября 2024, 05:28
Пасмурно 1°

Вечное искусство: в музее-усадьбе «Остафьево» прошел день памяти Александра Пушкина

Статуэтка с модели памятника Александру Пушкину Александра Опекушина. Фото предоставили сотрудники музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский парнас»

В литературном сообществе принято в день гибели Александра Пушкина проводить памятные вечера, посвященные его творчеству и биографии. Сотрудники музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский парнас» также ежегодно организовывают подобные программы, и в этом году 10 февраля не стало исключением. Корреспондент сайта газеты «Новые округа» посетила открытие выставки «Поэт и память», чтобы узнать что-то новое и интересное о Солнце русской поэзии.

«Я раньше здесь бывал»

Александр Пушкин неоднократно посещал усадьбу в Остафьево, так как был приятелем сына владельца Андрея Вяземского Петра. Они познакомились во время учебы в Царском лицее в 1816 году. Позднее писатель сдружился с его сыном, Павлом Вяземским. Александр Пушкин гостил в усадьбе несколько раз, когда был в Москве проездом.

По словам представителей музея, особенно Пушкин тут любил липовую аллею, которую нарек «Русским парнасом» – местом вдохновения и обителью муз. Именно поэтому впоследсвии музей-заповедник получил свое современное название «Остафьево» «Русский парнас». 

Тут же в свое время прозвучали «Евгений Онегин», некоторые из «Повестей Белкина», известные во всем мире поэмы и стихотворения.

Обояние Пушкина позволило быстро найти общий язык и с юным Павлом Вяземским, который бывало просил его написать пару строк. Поэт даже сочинил шутливое стихотворение и записал его в альбом:

Душа моя, Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

Не делай того-то.

Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

Пушкин определенное время был желаным гостем в этом доме, и даже после смерти члены семьи Вяземких его помнили. Некоторые реликвии в музей-усадьбу «Остафьево» передала вдова поэта, Наталья Гончарова. Например, когда-то тут находился письменный стол из красного дерева, принадлежавший писателю.

«И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит»

В музее-усадьбе творчество Александра Пушкина особенно почитают сегодня не только потому, что это принято в литературном сообществе, но и потому, что место является одним из знаковых в его биографии.

Мероприятие началось с возложения цветов к памятнику Александру Пушкину, который находится на территории усадьбы. Его открытие в парке нынешнего заповедника состоялось в 1913 году. В церемонии приняли участие директор музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский парнас» Юрий Евтюхин, публицист и автор поэтического сборника, посвященного Александру Пушкину, Валентина Костишар, драматург Роман Сорокин и лауреат литературного конкурса «Остафьевский родник» Андрей Винокуров.

– С 1880 года, когда на Пушкинской площади в центре Москвы открыли памятник поэту, появилась традиция отмечать значимые даты его жизни такими творческими мероприятиями. Вот и мы не можем остаться в стороне, – отметил Юрий Евтюхин.

На фото директор музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский парнас» Юрий Евтюхин. Фото: Анастасия Дубовка, «Вечерняя Москва»

После возложения цветов поэтесса Валентина Костишар прочитала свое авторское стихотворение, вдохновленное творчеством и биографией автора:

Друг Вяземский, я, эдак, дня на три

вот-вот к тебе в Остафьево нагряну.

Твой сад в снегу, на ветках снегири.

Так хочется увидеть их, румяных.

Да и тебя обнять, ведь мы с тобой не виделись давно.

– Он действительно вечный. Невозможно представить русскую литературу без его произведений и трудов, – отметила поэтесса.

С теплых слов в честь Александра Пушкина началась основная часть памятной программы.

«И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал»

После возложения цветов гости отправились на творческую встречу «Не продается вдохновение…». Желающие выразили свое почтение творчеству писателя авторскими произведениями, вдохновленными его работами.

Затем посетителям представили книгу Павла Северного «Косая мадонна». Работу автор в XX  веке посвятил супруге Александра Пушкина Наталье Гончаровой. С тех пор издание многократно пополнялось архивными письмами и другими материалами:

«В гостиной собрались все кто считали себя друзьями Пушкина. Среди них Наталия Николаевна в черном платье стояла у двери в кабинет. Она прижалась спиной к стене. Никто ее не замечал. Никто ее ни отчем не спрашивал. В глазах многих она уже прочитала уничтожающие обвинения. Она уже осознавала, что только ее обвиняют в страшном несчастье с мужем».

– Интересно, что жена самого Павла Северного отличалась такой же уникальной чертой, как и Наталья Гончарова – едва уловимым косоглазием. Я думаю, это тот изъян, который становится женским шармом, вдохновляющим сердца поэтов, – рассказала руководитель инновационного отдела Центральной библиотечной системы города Подольск Ольга Юршина.

Заключительным этапом творческой встречи стала постановка по мотивам повести Александра Пушкина «Метель» артистов театра-студии кукол «Деревня Шишкино». Этот номер также ознаменовал старт ежегодному литературному конкурсу-фестивалю «Остафтевский родник».

Постановка студии «Деревня Шишкино». Фото: Анастасия Дубовка, «Вечерняя Москва»

Для постановки артисты сохранили максимально приближенный к оригиналу текст произведения. Номер стал по-настоящему интересным и актуальным, благодаря современному музыкальному сопровождению. Для каждой из сцен подобрали подходящие по настроению композиции XX и XXI века, которые хорошо известны современным зрителям.

Согласно сюжету, возлюбленные решили обвенчаться вопреки протесту родителей девушки, Марии Р**. Таинства не состоялось из-за сильной метели. По ошибке молодые люди приехали в незнакомую церковь и обвенчались с другими людьми. Недоразумение распуталось лишь спустя 4 года, когда они повторного случайного познакомились уже в другой деревне.

Вера Коротаева, автор проекта «Деревня Шишкино» рассказала, что однажды став свидетельницей сильной метели с грозой в подмосковном городе, ей пришла идея поставить именно пушкинскую «Метель».

После прочтения повести она поняла, что в этой истории достаточно интересно и актуально показано взросление девушки.

Захотелось добавить в постановку что-то необычное. Поэтому мы выбрали стихотворения поэта-шестидесятника Владимира Уфлянда в качестве вставок между основными эпизодами,  пояснила художница.

Юные зрители в зале действительно увлеклись сюжетом и оценили художественные приемы.

После посещения таких спектаклей, я уверена, дети сами захотят больше читать и в частности ознакомиться с этим произведением, отметила ведущий сотрудник музея-усадьбы Светлана Копылова.

На фото директор музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский парнас» Юрий Евтюхин. Фото: Анастасия Дубовка, «Вечерняя Москва»

«Своею кистию свободной и широкой, ее разрисовал художник быстроокой»

Ключевым событием вечера стало открытие экспозиции «Поэт и память». На ней представили литографии из альбома, выпущенного в 1880 году Вячеславом Ивановым в честь открытия памятника Александру Пушкину на Тверской.

Работы для поэм выполнили мастера книжной иллюстрации второй половины XIX века: Николай Богатов, Николай Матвеев, Константин Трутовский и Клавдий Лебедев. Литографии представлены наряду с отрывками из произведений поэта.

Четырех художников объединила в свое время приверженность к творчеству в направлении русского реализма и схожая техника работы.

Литография к поэме «Борис Годунов». Фото: Анастасия Дубовка, «Вечерняя Москва»

В зале представлены литографии к поэмам «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», трагедии «Борис Годунов», пьесе «Каменный гость» и портрет Александра Пушкина, который выполнил Николай Матвеев.

— В литературном сообществе бытует мнение, что работы авторов совпали с видением сцен в поэмах самим Пушкиным. Они словно сумели увидеть и визуально передать на бумаге то, что хотел передать автор, рассказала хранитель фонда усадьбы Ирина Седакова.

По ее словам, художники захотели  внести свой вклад в увековечение памяти Пушкина. Так и появился альбом, с которым можно внимательно ознакомиться в усадьбе.

Литография к поэмам «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы». Фото: Анастасия Дубовка, «Вечерняя Москва»

Экспозиция продлится до 19 марта. Она располагается на втором этаже Главного Дома.

Память Александра Пушкина также почтят постоянной выставкой «Пушкин и Остафьево», которую в музее-усадьбе планируют открыть в 2024 году. Экспозицию приурочат к 225-летию со дня рождения поэта, пояснил Юрий Евтюхин.

Как говорил Аполлон Григорьев «Пушкин — наше все». Безусловно наш Северный Байрон был, есть и будет ключевой и важнейшей фигурой русской культурой. Казалось бы Пушкин, его жизнь и творчество изучены уже вдоль и поперек. Но подобные проекты позволяют снова и снова по-новому открывать для себя этого величайшего мастера слова.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

  • Будучи знаковым местом в биографии поэта, музей-усадьба «Остафьево» стал одним из учредителей Международной ассоциации пушкинских музеев. В список входят также знаковые места в жизни Пушкина на территории Украины и Литвы.
  • По некоторым данным, усадьба расположена в энергетически благоприятном месте. Территория окружена водой и имеет симметричное построение. На это обратил внимание и сам Александр Сергеевич, который, по некоторым данным, был членом масонской ложи.
  • Венчание Пушкина с супругой провели в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот, на колоколе которой есть изображение лучезарной дельты — одного из масонских символов.
  • Поэт и владелец усадьбы дружили со времен учебы в лицее до самой смерти писателя. В некоторых неофициальных биографиях сказано, что Петр Вяземский принял гибель поэта как личную утрату. Согласно свидетельствам, во время похорон Пушкина Петр Вяземский положил ему в гроб белую перчатку, что является важным ритуалом в масонском сообществе.
  • По результатам конкурса, который провели сотрудники Министерства культуры Российской Федерации, осенью 2022 года обитатель «Остафьева» бельчонок Гвидоша, стал лучшим хранителем музея России. Сперва сотрудники усадьбы предложили желающим выбрать ему имя. Интернет-пользователи нарекли бельчонка как одного из героев Пушкинской сказки — царя Гвидона. Затем состоялся конкурс на звание «главного хвостатого хранителя музея».