Важная миссия под водой
2 февраля исполняется ровно 40 дней с момента авиакатастрофы над Черным морем, унесшей жизни 92 человек. Корреспондент «НО» встретилась с водолазами Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России в Мосрентгене, которые одними из первых прибыли на место крушения и начали поиск погибших пассажиров и обломков самолета.
Утро того рокового дня запомнит вся наша страна. Но тринадцать «лидеровцев» помнят его по-особому. Времени на переживания у них не было. Звала работа...
- В 6 утра в воскресенье — звонок. Весь наш отдел из тринадцати водолазов уже через несколько часов был на месте, — рассказывает начальник отдела аварийно-спасательных водолазных работ, капитан 3-го ранга Максим Маховиков.
На тот момент еще не было точно известно, где упал самолет. Аэросъемка из космоса показала большое маслянистое пятно в двух-трех километрах от берега, в районе Хосты. Но первые обломки были обнаружены ближе к Адлеру. Водолазы показали прибор, который помог это сделать — гидролокатор бокового обзора. Это небольшая торпеда на длинном проводе, которая транслирует на компьютер, что видит в воде. Она определяет район поиска. Затем вступает в работу робот — телеуправляемый необитаемый аппарат кругового обзора, который в толще воды «видит» даже лучше, чем человеческий глаз.
Глубина, на которой приходилось работать в Сочи, доходила до 30 метров. После того как робот показал, что на дне, погружался водолаз. За пять дней «лидеровцы» сделали порядка 60 спусков. В первую очередь нужно было поднять тела пассажиров, чтобы передать останки на экспертизу, и крупные узлы самолета.
- То, что нашли порядка 10 целых тел, это еще большая удача. Если бы самолет вертикально в пике упал в воду, образовалась бы большая гора обломков. При попытке приводниться ТУ-154 от удара об воду развалился бы на крупные части. В данном случае, как мне кажется, получился эффект «терки»: самолет заходил под углом и постепенно стачивался, поэтому развалился на большое количество обломков, которые разбросало по дну километра на два, — говорит Маховиков.
Старшину 1-й статьи Федора Дорофеева коллеги называли «карасем», как и всех новичков, участвующих в первом боевом задании.
- Я старался не пропускать увиденное через себя. Действовал на автомате. Но когда нашел кнопочный телефон, как у моего дедушки, сердце екнуло, — вспоминает Федор.
На третий день операции водолазы «Лидера» с помощью мягких понтонов подняли со дна трехтонную турбину самолета длиной четыре метра. 30 декабря они вернулись в Москву. Задача была выполнена.
СПРАВКА
По масштабу с поисковой операцией в Сочи опытные водолазы могут сравнить разве что подъем затонувшего в июле 2011 года в Волге теплохода «Булгария». Тогда из 201 человека, находившегося на борту, спаслись только 79. В Сочи помимо водолазов Центра по проведения операций особого риска «Лидер» в операции по поиску тел пассажиров и частей самолета участвовали специалисты «Центропаса», Министерства обороны, туапсинские водолазы. Для водолазов «Лидера» это была первая операция в морской воде. Но, как говорят, и сами спасатели, и техника сработали хорошо.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Чужое горе может стать неподъемной ношей. Заместитель редактора отдела новостей Андрей Коц: На фотографиях в газетах и кадрах вечерних теленовостей мы каждый день видим, как они рискуют жизнями ради других. Идут в огонь, пробираются под завалы, погружаются на десятки метров под воду, поднимаются в воздух...