Вася, вызови мне автобус!
В Новой Москве пройдет уникальный эксперимент. Здесь уже нынешним летом появится сервис «Транспорт-по-требованию». Суть его в том, что в дополнение к маршрутному и рельсовому транспорту появятся персонализированные перевозки. Но — не такси.
О появлении нового сервиса заявил заммэра Москвы, глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов (на фото).
— Этот сервис активно запускают большие города. В Лондоне он называется Dial-a-Ride, в Берлине — BerlKönig, в Дубае — Bus on Demand, в Нью-Йорке — Via, — рассказал Максим Станиславович. Как это работает? Сперва нужно скачать на телефон специальное приложение. У нас это будет «Московский транспорт». Затем вы указываете в приложении, откуда и куда поедете. Вам тут же поступает информация, через сколько времени и в каком месте остановится ваш автобус и когда вы приедете в пункт назначения. — По сути, это как поездка в такси, но на автобусе, — пояснил Максим Ликсутов. — При этом нужно понимать, что речь не идет о замене наземного транспорта. Это лишь дополнение к магистральным маршрутам, метро и МЦД. Обычный городской сервис наряду с велопрокатом, каршерингом и такси.
По словам заммэра, для нового сервиса будут задействованы автобусы преимущественно средней вместимости, хотя на первом этапе допустима и малая. Как предполагается, в них будет в среднем от 8 до 16 посадочных мест. Ждать транспорт не придется более 30 минут — да, довольно долго, но это и не такси. Что важно, остановка будет не дальше 500 метров от вас, а время поездки — гарантируется.
— Если система указала, что вам ехать 20 минут, то водителю автобуса перестают передавать заказы, которые могут увеличить время в пути, — продолжает Максим Ликсутов.
По его словам, сколько будет стоить поездка, пока неясно.
— Но это будет значительно дешевле такси. Сейчас мы анализируем опыт других городов, где такая система уже работает. Как правило, персонализированные автобусные поездки стоят в полтора-два раза дороже проезда на обычном городском транспорте, — заявил заммэра.
Как уточнил глава Дептранса, новая система позволяет строить гибкие маршруты исходя из спонтанной потребности жителей. Это очень важно в отдаленных районах, где надо довезти пассажиров до метро, МЦД, магистральных маршрутов, школ, офисов, торговых центров и т.д.
— Это не чадящие маршрутки с постоянным маршрутом, наличными деньгами и фиксированной платой, ушедшие в историю, а современные удобные автобусы — транспорт «от двери до двери», где оплата происходит заранее и только через мобильное приложение, водитель вообще не будет принимать деньги, — объясняет Максим Ликсутов. — Кстати, такой сервис часто применяют в мире для перевозок школьников, а также маломобильных жителей.
По словам Ликсутова, в ТиНАО сейчас сложно запустить полноценную сеть маршрутов наземного транспорта: многие дороги слишком узкие для больших автобусов, жилые кварталы распределены неравномерно, а расстояния между ними огромны. При этом жителям необходим транспорт, который будет подвозить их до метро, пригородных станций и МЦД.
— Возможность решить проблемы жителей для нас крайне важна, поэтому проект стартует здесь, — сообщил заммэра. — Мы протестируем все возможности перевозок по требованию, проанализируем спрос и учтем пожелания. А потом рассмотрим возможность запуска таких перевозок для школьников.
Урбанист Григорий Мельник рассказывает:
— Сервис Via в Нью-Йорке работает с 2013 года. Это один из пяти видов местного такси. Только мест в машине не четыре, а, как правило, не меньше пяти. Смысл в том, что вы как бы «ловите попутку» — такси, которое идет в нужном вам направлении, — говорит эксперт. — Но оно подъезжает не к вам, а на какой-то угол или к какому-то зданию недалеко от вас примерно через пять минут после вызова. А потом вас ждет, но не более двух минут. Поездка стоит 5,5 доллара. По местным меркам — меньше двух поездок в метро. Это очень удачный сервис для тех, кто живет далеко от станции подземки. В него даже неоднократно вкладывался Роман Абрамович — настолько он популярен.
Справка
Столичные власти приглашают жителей Новой Москвы поучаствовать в создании этого нового вида транспорта. Присылайте свое мнение: где система будет наиболее полезна и на что стоит обратить внимание? Департамент транспорта очень надеется на отклики родителей школьников, ведь этот сервис планируется всячески развивать. Свои идеи и предложения можно присылать в чат-боте @to_deptrans_bot.