Усадьба Валуево: уголок XVIII столетия, помнящий Пушкиных и Толстых
Там свернуть налево около бывшего совхоза «Московский» — и на повороте узкой асфальтовой дороги, что ведет к Троицку, возникает Валуево. Название усадьбы отражает 800-летнюю историю российского служилого сословия — того, что на Западе принято называть рыцарством. «Валуй» — это, на одном из изводов древнерусского, «лентяй». Но если и ленив был воевода Дмитрия Донского Тимофей Васильевич Окатьев, прозванный так, то не труслив: пал героически в Куликовской битве.
Много владельцев сменило это красивое поместье на речке Ликове за прошедшие века — сами Валуевы, Мещерские, Кошелевы. Но две фамилии были главными в истории: Толстые (главный дипломат эпохи Петра Великого П. А. Толстой) и Пушкины (точнее, та ветвь этого старого рода, которая добавила к своей фамилии «Мусины»). Если Толстой и его наследники придали усадьбе должный размах и в 1760-х годах разбили там великолепный пейзажный парк, то Мусины-Пушкины построили новый усадебный дом (1810–1811) с флигелями, ротондами и другими украшениями (строили они с 1790-х по 1820-е годы).
В одном из флигелей, уцелевших и до нашего времени, размещалось тогда не что иное, как крепостной театр Мусиных-Пушкиных. Так получилось, что Валуево стало одной из последних усадеб, которые успели построить до наполеоновской войны 1812 года. Для Алексея Ивановича Мусина-Пушкина война стала катастрофой: французы сожгли дом. А после него владел имением сын Владимир — член Северного тайного общества декабристов. Сейчас здесь санаторий, но сохранилась усадьба прекрасно. Камни все отлично помнят.