Учительская история
Семья Елены Аксеновой, учителя школы № 2083 (на фото), уникальна. Практически все в ней — педагоги. Профессия в семье Елены передается из поколения в поколение, почти по наследству. А началось все с ее дедушки, Николая Алексеевича Трофимова. Откуда в нем возникла любовь к педагогике, неизвестно.
Но ясно одно: он нашел призвание для будущих поколений своей семьи. История Трофимовых стала одной из лучших на первом городском конкурсе родословных семей ветеранов Великой Отечественной войны в номинации «Наша династия». Конкурсную работу Елены Аксеновой включили в состав электронной энциклопедии «Москва и москвичи. 75-летию Великой Победы. Народная история семьи».
Жизнь у Николая Алексеевича была непростой. Судите сами: ему было всего 16 лет, когда он оказался в Ленинграде — один, без средств к существованию.
— С семьей они жили в Псковской области, а потом вынуждены были оттуда уехать. Семью чуть не раскулачили. Отцу и матери с младшими детьми пришлось сесть в ближайший поезд, который ехал в Армавир. А Николай отправился в ближайший крупный город, — рассказывает Елена Аксенова.
В Ленинграде молодой человек устроился помощником краснодеревщика в артель «Медведь», получая за это весьма скромную сумму.
— Для дедушки было роскошью с зарплаты купить 100 граммов пряников и есть их, прогуливаясь по Невскому проспекту, — продолжает Елена.
Жизнь Трофимова сильно изменилась, когда он переехал к родственникам в Армавир. Здесь он окончил курсы учителей русского языка и литературы, а потом устроился в школу. И именно там почувствовал себя на своем месте.
— Но буквально через год началась война, и дедушку забрали на фронт, — продолжает рассказ Елена Аксенова. — И в 1943-м он познакомился со своей будущей женой Надеждой, студенткой исторического факультета педагогического института. На протяжении всех оставшихся лет Великой Отечественной войны они переписывались. Вплоть до 1946 года. И все 67 посланий бабушка бережно сохранила. В этих письмах Николая Алексеевича не было ни строчки о войне. Только о любви и школе. Настолько он уже не представлял себя без уроков, звонков, учеников.
«Я часто думаю о Школе. Вспоминаю свою работу, анализирую отдельные виды уроков, эпизоды из школьной жизни. И, конечно, нахожу много ошибок, неправильностей. Некоторые произошли по неопытности, некоторые по молодости, по горячности «...». Чтобы хорошо работать, нужно знать того, кого Учишь, воспитываешь…» — писал он своей Наденьке в редкие минуты отдыха, не переставая думать о школе. Своей любимой он даже советовал, как преподавать историю. Хотя сам никогда не вел этот предмет. Но со своими наставлениями он всегда попадал, что называется, в яблочко.
«Большое дело в истории хронология. Редко хорошо в истории знают хронологию, а почему мало повторения. Практикуй на каждом уроке 3–4 минуты беглый опрос дат и событий», — писал Николай Алексеевич и ждал, когда наконец-то вернется домой.
Война закончилась для него в 1946-м. Приехав, он женился на своей любимой Наденьке. А после семья уехала по распределению в Рузу.
— Там дедушка работал инспектором РУНО (районное управление народного образования. — «НО»), потом — директором в школе в деревне Барыши, а вскоре вместе с семьей обосновался в Остафьеве, — говорит Елена.
Николай Тимофеев стал директором местной школы, а Надежда продолжила преподавать историю. Что интересно, позже в этой же самой школе учились и их дети, внуки, правнуки... И почти все они впоследствии становились учителями, продолжая дело Николая Алексеевича.
— Мои мама и дядя пошли в педагогический, хотя изначально даже не планировали, — рассказывает Елена Аксенова. — Ну а я стала учителем технологии и истории. Дочка тоже выбрала профессию педагога и сейчас учится в университете. И в школе нам всем очень комфортно. Она для нас действительно стала как второй дом.