Ученый Александр Панчин: Есть проблема в том, что люди не умеют проверять свои знания
Основной этап Единого государственного экзамена начался 27 мая с учебных предметов по выбору: географии и литературе. Корреспондент газеты «Новые Округа» узнал о том, как относится к ЕГЭ кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации имени Харкевича РАН, сотрудник Фонда эволюции Александр Панчин.
- Как Вы относитесь к механизму ЕГЭ?
- У меня нет однозначной позиции. Я полагаю, что проблема, имеющаяся в системе образования, заключается в том, что мы плохо проверяем, какие меры лучше, а какие хуже. То что мы называли экспериментом, по факту им не являлся. Дают экзамен - смотрят, списывают или не списывают, а по хорошему надо посмотреть, как разные меры подготовки влияют на учеников. Я считаю, что все не однозначно и кто прав, а кто не прав до конца не ясно. Но, при этом у меня нет оснований кто лучше, а кто хуже у меня тоже нет.
- Что по Вашему мнению было бы нужно поменять в ЕГЭ?
- Я полагаю, что тут нужно смотрите глубже. Нужно, чтобы в современной системе образования учеников учили не только базовым фактам, но больше тому, как узнаются, устанавливаются эти самые факты. В самых общих чертах. Чтобы ученики могли отличать научные знания от ненаучных. Есть проблема в том, что люди не умеют проверять свои знания. Я полагаю, что именно вот этому школу плохо учит. Не могу сказать, что для исправления этой ошибки нужно менять что-то в ЕГЭ, но школьную программу, безусловно, можно было бы скорректировать в сторону научности.
- Как полагаете, проведение ЕГЭ отразится на будущем? Как повлияет на качество знаний?
- Исходя из моего ответа на первый вопрос, становится понятно, что я затрудняюсь оценивать ЕГЭ. Есть известный в психологии момент, так называемый эффект Флинна. Смысл этого наблюдения в том, что люди в разных странах, независимо друг от друга становятся умнее. И это достаточно положительная тенденция. Я не думаю, что наша страна должна быть исключением. Вы поймите, школьное образование - это не единственное, что есть на условном рынке образования, есть очень мощная стезя самообразования. Идет популяризация науки, очень развился интернет. Даже если окажется что ЕГЭ – это плохо, на чем я не настаиваю, то у нас будет в наличии масса компенсаторных механизмов, которые позволят получить образования достаточного уровня. Поэтому, я в этом вопросе не унываю. А, возвращаясь к ЕГЭ, я считаю, его нужно смотреть более научно и аккуратно. Есть и положительные и отрицательные стороны данного механизма. Однако сторонники данных взглядов, как правило, очень тенденциозны и малокомплиментарны друг к другу.