Вторник, 30 апреля 2024, 16:31
Переменная Облачность 22°

Опросы

Ежегодно 1 мая отмечается Праздник Весны и Труда. Знаете ли вы, какое имя восхваляет День международной солидарности трудящихся?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
настоятель храма Вознесения Господня в Щаповском Максим Соловьев

Церьковь Михаила Архангела в селе Былове

Фото: архив, "Вечерняя Москва".

Село Былово на речке Желетовке, у речки Пахры в 15-17 веках располагалось на территории древнего Шахова стана Московского уезда и состояло в вотчине Московского Богородицерождественского Симонова монастыря. По «Актовым книгам» известно, что село поступило во владение Симоновской обители в 1400-1440-х годах от боярина В.М.Морозова.

По писцовым книгам 1627-1628 годов в селе располагалась деревянная клетская церковь с колокольней в честь Чуда святого Архистратига Михаила монастырского строения. Причт церкви состоял из священника, двух причетников и просвирни. В селе располагался монастырский двор, в котором проживали управляющий хозяйством посельским старец и приказчик. В селе числилось 6 дворов крестьянских и 6 бобыльских. В 1646 году в селе Былове числилось 16 крестьянских дворов.

В 1677 году на средства Симонова монастыря была построена новая деревянная церковь Архистратига Михаила («прибыла вновь») и обложена данью с дворов церковных, монастырского, с 23 дворов крестьянских и 16 бобыльских, с церковной пашни и сенных покосов. В 1678 году в селе числилось 25 крестьянских дворов.

В 1681 году настоятель церкви священник Гавриил Артемьев показывал, что земли на пропитание у него нет, а пользуется он монастырской пашней и покосами.

В 1704 году в селе Былове упоминалась деревянная однопрестольная церковь, настоятелем которой был священник Иван Филатов. В селе располагались дворы: монастырский, скотный и конюшенный, 35 дворов крестьянских и 1 двор бобыльский.

После секуляризации монастырских и церковных владений в царствование императрицы Екатерины Второй в 1761-1762 годах село Былово было конфисковано у Симонова монастыря и передано в ведение Государственной Коллегии Экономии. Сохранился «Геометрический специальный план селу Былову с деревнями и пустошами», датированный 1767 годом. На плане обозначались линия крестьянской застройки, монастырские деревянные дворы и объем деревянной церкви, а так же запруженная речка с плотиной и мельницей. Всего во владении земли числилось 322 десятины 1800 квадратных сажен, и на довольствие священно-церковнослужителям отдавалось усадебная, пашенная и сенокосная земли 33 десятины, обозначенной на плане под литерой «К».

Состояние деревянной Архангельской церкви в Былове на рубеже 18-19 столетий было довольно плачевное. Несмотря на значительный приход, церковное здание было ветхим и требовало ремонта. В 1804 году помещица соседнего с Быловым села Пучково Е.П. Хитрово просила Епархиальное начальство в связи с постройкой в имении каменной Казанской церкви с двумя приделами, присоединить к новопостроенному храму из Быловского прихода деревню Поляны, а в будущем соединить два прихода в один с каменным храмом. Однако прихожане Архангельской церкви, в большинстве случаев государственные крестьяне, категорически отказались перейти в пучковский приход.

Во время Отечественной войны 1812 года Архангельский храм в Былове был ограблен неприятельскими мародерами. Но наиболее ценные ризничные вещи священнику Михаилу Матвееву удалось сохранить, только святой антиминс был похищен с престола. Уже в декабре 1812 года настоятель Быловского храма обратился к епископу Дмитровскому Августину (Виноградскому) с просьбой выдать новый освященный антиминс и дозволить освятить церковь. По резолюции епископа 21 декабря 1812 года святой антиминс выдали и записали указ об освящении Архангельского храма.

В донесении благочинного священника 1826 года упоминается в селе Былове «церковь Михаила Архангела зданием деревянная, на каменном фундаменте, покрыта железом, вся в твердости, построена на площади среди села Былова, но оградою еще не обнесена, где имелось прежде и кладбище и как на сей площади вокруг церкви настроено много беспорядочно крестьянских оного села сараев и плетневых шалашей, также в некоторых местах кладутся против домов хворост и дрова, то дабы во время могущего случиться пожара не могло бы случиться и церкви сожжения». С прихожан взяли подписку «церковь и кладбище оградить оградой под присмотром благочинного».

Деревянная Архангельская церковь в продолжение первой половины 19 столетия продолжала ветшать, несмотря на то, что в приходе состояли 8 деревень с населением 275 душ мужского пола. В 1850-е годы северную стену храма вынуждены были укреплять деревянными конструкциями («10-аршинными деревами посредством железных болтов». Как докладывал настоятель Николай Сарыевский церковь «к дальнейшему существованию ненадежна». В 1856 году отец Николай обратился к митрополиту Филарету за разрешением строительства сараев для заготовки кирпича под постройку нового каменного храма.

Епархиальное начальство благословило строительство нового каменного храма, который предполагалось построить с двумя приделами. Надзор за строительными работами и возможно самый проект выполнил московский губернский архитектор В. Грудзин, строивший храмы в казенных селениях Московской губернии. Предполагаемый к постройке храм представлял собой односветный четверик с алтарной апсидой, с прямоугольной трапезной и двухъярусной колокольней. Храм венчался одной большой главой. А небольшие главки были устроены над алтарем и придельными церквами.

Прихожане - государственные крестьяне обязались на строительство каменного храма ежегодно жертвовать деньги, а также давать подводы для доставки строительных материалов. Из-за отказов крестьян выполнять свои обязательства в полном объеме митрополит Филарет пригрозил закрыть деревянный ветхий храм и приписать приход к другой близлежащей церкви. Процесс ветхости деревянного храма продолжался с интенсивностью: из-за протечек стала отваливаться штукатурка, в стенах появились трещины, колебался пол, начал проваливаться потолок, то есть, создалась конкретная опасность для прихожан, приходящих на богослужения.

В 1860 году процесс строительства каменного храма сдвинулся с мертвой точки и его возведение было закончено в 1862 году (со времени указа Консистории о строительстве каменной церкви от 9 августа 1857 года прошло 5 лет). Храм был построен на деньги собранные крестьянами, на средства Попечительского Совета и на деньги, имевшиеся в церковной казне.

В трапезной части вновь сооруженного Архангельского храма были устроены приделы: южный – в честь Страстной иконы Божией Матери и северный (ктиторский) – во имя святых мучеников времен императора Диоклитиана Тимофея и Мавры. К западу от каменной церкви, ближе к кладбищу, на месте престола старой разобранной деревянной церкви поставили небольшую каменную часовню. Кроме этой часовни в приходе Архангельского храма в селе Былове числилась еще одна каменная часовня, расположенная в сельце Борисовка. В ней располагался местночтимый явленный образ Введения Пресвятой Богородицы.

В 1881 году вокруг храма поставили металлическую ограду на каменных столбах, проект которой сохранился в деле Строительного отделения Московского губернского правления.

В ранний советский период Архангельская церковь в Былове состояла на территории Красно-Пахорской волости Подольского уезда. Сохранилась опись движимого имущества церкви, составленная в 1922 году настоятелем священником Стефаном Мясоедовым. В ней кратко перечисляются предметы богослужебного и ризничного имущества, без всякого описания внешнего и внутреннего вида Архангельского храма. Особо упоминается, что «внутри храма все стены убраны живописной уборкой».

27 апреля 1922 года во время кампании по конфискации церковных ценностей в пользу Голодающих Поволжья изъятие прошло и в Архангельском храме села Былова Подольского уезда Московской губернии. Были изъяты серебряные вещи общим весом в 14 фунтов, в числе которых были напрестольные кресты, богослужебные сосуды, кадило, дарохранительницы, серебряный оклад напрестольного евангелия и тарелка.

Сохранилось регистрационное дело Православной религиозной общины села Былова церкви Михаила Архангела 1 ноября 1923 года. По соглашению с местным Совдепом общине передали каменное трехпрестольное здание храма. Причт состоял из священника Мясоедова Степана Алексеевича, диакона Алексея Васильевича Бухарева. Церковным старостой и председателем церковного совета был избран крестьянин деревни Поляны Кашин Егор Кузьмич. Для местных властей была составлена опись церковного имущества с кратким перечислением церковно-ризничных предметов, в том числе 3-х освященных антиминсов на престолах. В числе недвижимого имущества церкви упоминалось здание храма каменного трехпрестольного, построенного в 1862 году с одноярусной колокольней. Церковный звон на колокольне состоял из 6 колоколов, из которых большой колокол весил 229 пудов, а самый маленький весил 8 фунтов. Так же во владении общины упоминался деревянный церковный сарай.

Последним довоенным священником (1936-1938 годах в Архангельском храме села Былова служил протоиерей Николай Поспелов, арестованный и невинно осужденный в 1937 году органами государственной безопасности во время гонений на церковь и верующих. Он был приговорен к расстрелу и обрел мученическую кончину на Бутовском полигоне в феврале 1938 года. В 2000 году решением Юбилейного Архиерейского собора священник Николай Поспелов был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Некоторое время церковь оставалась без священнослужения, но закрыта и разграблена не была. Прихожане (остатки церковного совета) не отдавали ключей от храма. В 1943-1944 годах Быловская православная община была вновь зарегистрирована в числе церквей Подольского благочиния Московской епархии. В течение 2000-х годов в храме были проведены ремонтно-реставрационные работы: оштукатурены и выкрашены фасады. На территории храма построен дом причта Промыта живопись в интерьере, вызолочены иконостасы. В доме 41, в живых остался только Простов Михаил Петрович.

Новости партнеров