Троицкий. Авторский. Наш
Оренбургский, павловопосадский… В перечне знаменитых платков, о которых даже песни слагают, в этом году появился еще один. Троицкий! И теперь он на законных основаниях пополнил ряды своих собратьев. Что такое троицкий платок, чем он отличается от других, узнали «НО».
Откуда ноги растут
Если вас спросят, какие знаменитые платки вы знаете, то наверняка ответите — павловопосадский и оренбургский. И даже не подумаете, что пару веков назад буквально в вашем городе или селе выпускали свой, подмосковный платок! Художественной росписью по ткани на будущей территории ТиНАО занимались очень давно. И не только в Троицке, где в XVIII веке построили суконную мануфактуру, но и в соседних деревнях и селах. Вы, конечно же, можете предположить, что подмосковный платок не стал таким популярным, потому что не было в нем своей изюминки. Мол, затерялся он среди остальных. И будете неправы. К XIX веку у наших платков появился свой стиль, который позаимствовали у восточных шалей. Сначала на них изображались бобы, огурцы, геометрические растительные узоры. Потом предпочтение начали отдавать цветам, особенно розам и георгинам. Стали использовать сложный цветочный орнамент, стилизованные ветви, завитки. Но с приходом советской власти наши платки позабылись. А на слуху остались только оренбургские и павловопосадские, которые успели прославиться. И вполне возможно, что троицкий платок так бы никогда и не появился, если бы не дизайнер Олеся Кузнецова, которая однажды увидела процесс изготовления таких аксессуаров.
— И когда я изучила этот процесс, мы с мужем Дмитрием решили открыть свое производство. Это был 1992 год, — вспоминает Олеся.
Больше красок и цвета
Каким должен быть платок… Дизайнер поняла, что самым лучшим решением будет совместить стиль того самого подмосковного платка с современными тенденциями. В противном случае изделие будет пылиться в шкафах покупателей. И попала в самую точку! Как ни странно, но именно в 90-е годы ее яркие платки разлетались словно горячие пирожки.
— ГУМ, ЦУМ, универмаг «Москва» закупали их партиями! — вспоминает Олеся.
Платки быстро находили своих хозяев, несмотря на то, что в стране был кризис. Такую удачу дизайнер объясняет просто: людям надоело одеваться серо.
— Ведь в советское время мы были лишены разнообразия. Хотелось чего-то нового и оригинального, хотя покупателю и приходилось потратиться. А почему нет? Мы покупали те же джинсы в три раза дороже, чем они стоили на самом деле. Почему не купить платок, который прослужит не один год?
От платков, которые можно было найти на рынках по дешевке, изделия дизайнера отличались всем. Во-первых, тканью. Олеся выбрала китайский шелк, который не только приятен на ощупь, но и достаточно прост в уходе. Во-вторых, акварельностью: когда смотришь на платок, кажется, что цвета на нем как будто растекаются и переливаются. В-третьих, универсальностью. Такой платок можно было не только повязать на шею в ветреную погоду, но и использовать как модный аксессуар. Если накинуть его на плечи, простое платье-футляр тут же превращалось в вечернее. Удобно! Ну и в-четвертых, это была авторская ручная работа. Второго точно такого же платка было просто не найти.
— Правда, массовый интерес к таким аксессуарам пропал в начале 2000-х, — рассказывает Олеся Кузнецова. — На рынки пришли брендовые изделия из Европы на один кошелек и дешевые из Китая — на другой. К тому моменту мое предприятие уже получило важный статус народных художественных промыслов России. Но в нашей стране они никак не поддерживались.
Новая жизнь платка...
Все изменилось в 2019 году, когда председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко рассказала о создании нового закона о географических указаниях. Его приняли в 2020-м для того, чтобы защитить отечественных производителей, которые выпускают штучный товар, и разрешить называть его по географическому признаку.
— Этот закон играет очень важную роль для субъектов Федерации, для защиты наших отечественных производителей, интеллектуальных прав, для развития рынка интеллектуальной собственности, — комментировала Валентина Матвиенко.
Узнав об этом, троицкий дизайнер Олеся Кузнецова долго раздумывать не стала. И ее предприятие оказалось одним из первых, «воспользовавшихся» таким законом. Обязательным условием для этого было наличие фирменного магазина или галереи. Последняя уже существовала в городе. А авторские шелковые платки в Троицке на тот момент знали практически все. Да и покупали уже без малого 30 лет… Так Троицк, а вместе с ним и Новая Москва обзавелись собственным брендом, который, вполне возможно, станет известным далеко за пределами ТиНАО.
Ничто не повторяется
Конечно, Олеся не расписывает свои платки. За три десятка лет у нее появились художницы, которые и осуществляют задумки.
— Последние два года сначала я пишу картину, — рассказывает Олеся. В своем неповторимом акварельном стиле дизайнер создает целое произведение. Потом вместе с супругом работает над эскизом, который отдает расписнице. И вот здесь начинается самое интересное: каким будет итог, не знает никто!
— Все зависит от художницы, от ее видения, настроения. Как она сделает тот или иной мазок, какой оттенок получится на ткани... — продолжает Олеся. — Знаете, я перестала говорить художницам, как и что лучше сделать. Это просто бесполезно!
По указанию «сверху» платки не получаются. Сколько раз Олеся убеждалась в этом, когда видела конечную работу и говорила: «Нет, это абсолютно не то!»
— Поэтому, когда даешь творческую свободу, из платков получаются настоящие шедевры! Расписницы сами подбирают нужные оттенки, переносят рисунок, возможно, соблюдая его не совсем в точности, но выдерживая стилистику. Правда, если какой-то платок нужно повторить, сделать это невозможно. Ведь это штучный экземпляр!
ИНТЕРЕСНО
- Для росписи троицких платков используются анилиновые красители. Расписница подбирает и смешивает их, полагаясь на собственный опыт и поставленную задачу.
- После того как роспись изделия полностью готова, оно в расправленном виде на раме сохнет естественным путем на специальных стеллажах. Устранить недочеты на этой стадии уже нельзя. Высохнув, изделие заворачивают в бумагу и запаривают в специальной камере под давлением горячим паром, чтобы закрепить краски. Далее изделие стирается для удаления излишков красителя и обшивается.
В ТЕМУ
Троицкий платок невозможно перепутать с каким-либо другим. Например, для павловопосадского характерно объемное изображение цветов, собранных в букеты или «разбросанных» по полю платка из плотной или полупрозрачной шерстяной ткани. А название «оренбургский пуховый платок» говорит само за себя. Его вяжут из козьего пуха и нити-основы.