Транспортный рывок
Тема транспорта, особо актуальная для мегаполиса, стала ключевой на одном из круглых столов, который прошел в штабе кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина.
Столичный общественный транспорт несет колоссальную социальную нагрузку.
Сегодня около 4,5 миллиона москвичей пользуются льготами на проезд.
— Недавно мы приняли целый ряд решений по расширению этих мер, дали пенсионерам и другим льготным категориям граждан льготный проезд на пригородных электричках — это важно, особенно в летний сезон, — отметил Сергей Семенович. — Синхронно Московская область решила вопрос по подмосковным пенсионерам, чтобы они могли бесплатно передвигаться на московском общественном транспорте. Также мы приняли решение о льготах на общественном транспорте для ординаторов и аспирантов.
Кандидат особо подчеркнул, что общественный транспорт столицы, несмотря на огромные затраты по его модернизации, сегодня может себе это позволить.
Победить пробки
Еще несколько лет назад и эксперты, и обыватели говорили, что решить транспортную проблему в Москве ни теоретически, ни практически невозможно. Год от года транспортный коллапс в столице нарастал, российская столица занимала первое место по пробкам в мировых рейтингах. В 2010 году москвичи единодушно называли транспорт проблемой номер один. Сейчас транспортная ситуация заметно меняется. Дороги в российской столице уже стали свободнее на процент днем, а вечером — на целых три.
— Все последние годы мы строили дороги и развязки, развивали транспорт, открывали десятки новых станций метро, вводили каршеринг, развивали таксомоторную деятельность, регулировали движение, парковку и так далее, — заявил Сергей Собянин. — И постепенно, шаг за шагом, самая главная проблема Москвы потихоньку начинает отступать.
Сегодня, несмотря на увеличение числа жителей и машин, ситуация стала лучше.
Город поехал быстрее. Пассажиры тратят меньше времени на дорогу. Это самый важный тренд, который говорит о том, что мы на правильном пути. Но кто скажет, что в транспортной системе нет проблем? Мы лишь в середине пути. В ближайшие пять лет мы должны завершить создание нового транспортного каркаса столицы, который затем будет служить москвичам многие десятилетия.
Снизить нагрузку на дороги
Вице-президент TomTom Питер-Ральф Шефер отмечает, что Москва выбрала верный путь в борьбе с заторами.
— Конечно, в Москве произошли значительные перемены. Это невозможно не признавать. Российской столице удалось выйти из десятки загруженных городов, — отметил он. — Во-первых, активно внедряются новые технологии. За эти годы созданы удобные приложения, которые предупреждают о дорожной ситуации, помогают сориентироватьсяв выборе общественного транспорта, рассчитывают короткие маршруты. Вовторых, за год, если сравнивать отчетные 2016-й и 2017-й, показатель загруженности столичной дорожной сети снизился с 44 до 43 процентов. А в 2011-м этот показатель был и вовсе 58 процентов. При этом в пиковые вечерние часы загруженность дорог сократилась с 94 до 91 процента.
Проекты по созданию комфортной дорожно-транспортной инфраструктуры реализуются со скоростью, невиданной для Москвы и других городов мира.
— Все это — огромная, гигантская работа метростроителей, дорожных строителей, железнодорожников, работников общественного транспорта. Но при этом улучшения на дорогах происходят постепенно, потому что проблема слишком застарелая и трудная, — отметил Сергей Собянин.
Он подчеркнул, что город слелал ставку на развитие общественного транспорта.
— Многие ветки метро просто перегружены, особенно в центре. Для этого мы построили Московское центральное кольцо, строим Большое кольцо метро, — привел Сергей Собянин пример. — Нам нужно проделать огромную работу по улучшению общественного транспорта.
Это, мне кажется, более эффективное направление, но оно более дорогое. В некоторых городах, в том же Сан-Паулу, вообще не строят метро — там просто посередине дороги проложили тоннельную трассу для автобусов, и автобусы двигаются, как метро. Можно было и у нас такое сделать. Это самый дешевый путь решения транспортной проблемы, но мы идем по самому дорогому. Мы строим вылетные магистрали, развязки, связки между районами, метро, радиальные направления железной дороги, дополнительные магистральные пути, вкладываем огромные деньги в обновление подвижного состава.
Ставка на график
Общественный транспорт стал вполне конкурентоспособным, человек может точно определить время своей поездки на нем.
— За счет выделенных полос для общественного транспорта и его диспетчеризации на четверть уменьшилось количество сбоев на маршрутах, — сказал Сергей Собянин. — Общественный транспорт стал более дисциплинированно приходить на маршруты и двигаться по ним.
Эксперты также отмечают позитивные сдвиги и изменения транспортной ситуации столицы. Так, Вадим Покотило, партнер Mckinsey&Company, рассказал о проведенных исследованиях крупнейших городов по транспортному развитию.
— Скорость изменения транспортной системы Москвы со стороны кажется не «потихоньку», а какими-то семимильными шагами. Другие города проходили это за 50, кто-то за 100 лет. Если брать Москву 2010 года, она была бы на 20-м месте из 24. Это был бы уровень Сан-Паулу, Йоханнесбурга, Бангкока, — заявил он. — Сейчас мы находимся на уровне транспорта Чикаго, и это очень приятно.
Как папе троих детей мне приятно, что мы живем в городе, где приятно жить.
Тем не менее вызовов достаточно много.
Мы понимаем, что количество машин у нас только прирастает. Инфраструктурные проекты, бесспорно, помогают решить главную проблему столицы.
Передвигаться иначе
В Москве внедряются новые виды транспорта. Уже никого не удивить каршерингом — система краткосрочной аренды машин понравилась столичным жителям.
— Мы — самый молодой вид транспорта, каршеринг появился ровно три года назад, и за эти годы мы показали рост, которого не было нигде в мире, — говорит Лорина Сардар, управляющий партнер компании АО «Каршеринг». — Мы стали лидерами в мире, причем второй город отстает от нас по показателям в два раза. У нас около 10 тысяч машин, следующий — Сеул, и у него порядка 5 тысяч машин. Это стало возможно в рамках стратегии, принятой городом, и в рамках которой все работают.
Улучшение транспортной ситуации отмечают и велосипедисты. Так, несколько лет назад городские власти поддержали прокат велобайка, тогда еще в качестве небольшого пилотного проекта.
— Сегодня в системе зарегистрированы уже 850 тысяч человек, то есть столько людей ездят хотя бы изредка по Москве на велосипеде, — приводит цифры Анна Лебедева, генеральный директор «Велобайка». — И это только прокатные, огромное количество людей еще ездят на своих велосипедах.
А Дмитрий Хитров, представитель мотосообщества, добавил, что в последнее время люди начинают воспринимать мотоцикл как адекватный вариант передвижения по городу. Цифры об этом также свидетельствуют: более 90 тысяч москвичей сегодня передвигаются по городу на мотоциклах. Этот же вид транспорта предпочитают жители Подмосковья, отправляясь в столицу.
— Ситуация для мотоциклистов сегодня очень позитивная: у нас бесплатная парковка, — говорит Хитров. — Город сегодня показывает свой положительный настрой по отношению к мотоциклистам. У нас самые вежливые автолюбители в мире, нигде так не пропускают мотоциклистов, как в Москве. Я много путешествую, и нигде в мире никому не придет в голову повернуть руль, чтобы пропустить мотоциклиста, и иностранцы у нас всегда очень удивляются.
По словам Дмитрия Хитрова, тем не менее, при дальнейшем развитии мототранспорта возникает ряд вопросов, которые необходимо решить.
— Прежде всего это придомовая парковка, — пояснил он. — Это сегодня один из основных стоп-маркеров для людей при приобретении мотоцикла.