Танцующий скрипач
Степан Мезенцев, больше известный как «танцующий скрипач», подарил зрителям Дома культуры «Коммунарка» небольшой Рождественский концерт. После выступления корреспондент «НО» встретился с музыкантом, чтобы развеять пару мифов о его мистическом инструменте.
Степана Мезенцева называют сибирским Паганини. Родом из Алтайского края, он быстро стал известен у себя на родине, а потом стал давать концерты по всей Сибири. Его выступления набирают тысячи просмотров в сети, а поклонники не перестают спрашивать, когда музыкант заглянет и к ним. Его игра пришлась по душе и профессиональному жюри. На 17-м Всемирном чемпионате по исполнительскому искусству в Лос-Анджелесе он получил три золотые награды. Его мастерство оценили и актер Олег Меньшиков, пригласив выступить на своем юбилейном концерте на сцене Театра имени М. Н. Ермоловой, и победитель шоу «Голос» иеромонах Фотий, которому аккомпанировал музыкант.
Выбор родителей
— Ух, не ожидал я, что дети так здорово отреагируют, — восхищается Степан, заходя в гримерку. На сцене ДК он минуту назад закончил свой небольшой концерт. Последним исполненным произведением стал известный новогодний Jingle Bells. Видя, как юные зрители начали подтанцовывать, Степан поднял ребят на сцену, продолжая играть мелодию и плясать вместе с ними. — У меня больше развлекательная музыка. И мне нравится двигаться в такт с ней. Но танцевать я не умею. Да и на скрипача не похож, — смеется Степан.
В музыкальную школу он пошел в пять лет. А скрипка — выбор его родителей.
— Я ни разу не пожалел, — говорит музыкант. Но признается: в детстве пой- ти погулять с ребятами во дворе очень хотелось, но приходилось заниматься. Вся семья Степана связана с музыкой. Папа — баянист, мама — педагог музыкального училища, брат Сергей в то же время учился играть на фортепиано.
— Я как-то подошел к маме и сказал: «Может, хватит заниматься музыкой?». Она посмотрела на меня так совестливо и сказала: «Бросай». Я, конечно, после такого ответа не решился, — вспоминает Степан.
Скрипичные истории
О себе Мезенцев рассказывать не любит, а вот о скрипке может говорить много.
Скрипка появилась в XVI веке. Может быть, поэтому она кажется одним из самых консервативных инструментов. На ней не играют на квартирниках и не подпевают в такт ее музыке. Не царское это дело — быть фоном для шумных посиделок. А сами скрипачи кажутся людьми серьезными и строгими. Вот только Степан рушит подобные стереотипы. К музыке он подходит с юмором и танцами, заставляя зрителей петь и плясать под звуки инструмента. Его скрипке уже больше ста лет. Она сопровождает его везде, попадая с музыкантом в различные истории.
— В Южной Корее она вообще у меня расклеилась. Три дня там шли дожди, а потом началась страшная жара. Смотрю на нее, а с ней явно не все в порядке, — вспоминает Степан.
Говорят, что скрипка, как никакой другой инструмент, привязана к своему хозяину. Оказывается, это так.
— Однажды взял другую скрипку. Во время игры на ней меня не покидало ощущение, что я на свидании с девушкой. Я задаю ей один вопрос — она отвечает. Так вот с ней и пообщались, — рассказывает Степан. Только потом личная скрипка музыканта на него «обиделась» и совсем не хотела разговаривать. Две недели не играла так, как нужно. Но оказалась отходчивой. Был и другой интересный случай.
— Пока меня не было в гримерке, знакомые решили посмотреть мой инструмент. Открыли чехол и сразу закрыли. Говорят, рычать начала, — смеется скрипач.
А вообще скрипка тесно связана с человеческим голосом. Струны — подобие голосовых связок.
Может быть, поэтому она — чуть ли не единственный инструмент, звучание которого нельзя передать с помощью синтезатора.
— Когда я учился в музыкальном училище в Новосибирске, даже приходилось в метро играть, — вспоминает Мезенцев. — До сих пор помню, как я стоял в переходе и не решался щелкнуть затвор от чехла, чтобы достать инструмент: не по себе было.
Сейчас скрипач, проходя мимо уличных музыкантов, старается всегда оставлять хоть немного денег своим коллегам. Говорит, нужно обязательно задобрить музыкального бога — примета такая. — Стремиться всегда есть куда. Музыкант должен быть волшебником. Пытаюсь этому соответствовать, — улыбается Степан.