Там, где всегда мороз, трутся спиной медведи о земную ось...
С 22 мая по 3 июня прошла Большая Арктическая экспедиция. Четырнадцать учеников школ и колледжей Москвы побывали на мысе Челюскин — самой северной точке Евразийского континента. Среди ребят, побывавших в Арктике, была и Марина Пилениекс, ученица школы №1788.
Трудности перед стартом
Подготовка ребят началась еще в конце февраля. Первые сборы, первое путешествие. Менее масштабное, но не менее волнительное — поход в карельскую тайгу. Участникам нужно было пройти 100 километров на лыжах за неделю. Но то был отбор только в один отряд — лыжный. Марину же интересовало другое направление. Через две недели после окончания первых сборов начались вторые — в Рузе. Там у желающих вступить в научный отряд в течение двух дней проверяли физическую подготовку, знание Арктики и предметов, по которым они будут вести проекты в лаборатории на мысе Челюскин.
— Больше волновалась за тесты. Ты можешь быть уверен в своих знаниях, но из-за переживаний ошибаться, — вспоминает школьница. — А конкуренция очень большая была. Нас выбирали из более чем 20 000 человек.
Волнение усиливалось и из-за постоянной смены дат экспедиции. Приходилось подстраиваться под 11-классников, чтобы даты их экзаменов не совпадали с путешествием. И вот в начале мая пришли результаты. Отбор прошла и Марина.
— Я, честно говоря, даже не сразу поняла, что попала в экспедиционный список. Радость и волнение гораздо позже пришли, когда нас начали готовить к путешествию, — смеется школьница.
Еще около недели ребята подготавливали рюкзаки — подбирали одежду, обувь, нужное оборудование. В Арктике погода суровая, не поедешь же в своем пуховике! И вот 22 мая началась большая экспедиция к самой северной точке Евразии.
Самодельная лаборатория
— Когда мы приехали, у меня были очень смешанные эмоции. Знаете, будто тебя запустили в комнату, где все белое. Стены, пол, потолок. И только изредка видны какие-то темные точки — здания, — вспоминает Марина. — Я себя поймала на мысли, что попала в какой-то фильм. Казалось, что это нереально.
Первая трудность, с которой столкнулись ребята, — это режим сна. Привыкнуть к новому часовому поясу времени особо не было. В Красноярске, откуда команды и отправляли в Арктику, экспедиторы пробыли всего два дня. Приходилось подстраиваться буквально на ходу.
— Там, в Арктике, ты мог проснуться по Москве, спать лечь по Красноярску, а потом наоборот. И все время на улице светло из-за полярного дня, — рассказывает школьница. — Но это еще ладно. Полярники нам говорили, что, когда ночь наступает, все еще хуже. Постоянная сонливость не дает нормально работать.
Научный отряд в составе семи человек поселили вместе с полярниками на метеорологической станции. Когда-то, еще в советское время, на этом месте был целый поселок. Тут жили и работали семьями, поддерживалась связь с внешним миром. Однако сейчас большая часть зданий заброшена.
— Нам работники станции показали место, где раньше был детский сад, — рассказала Марина. — Мы его даже из-под снега немного раскопали. Там вообще было много заброшенных зданий.
Ребята же остановились в доме, который когда-то был жилым. Предназначался для семей с детьми, а сейчас в нем на время вахты останавливаются полярники.
Провести вместе неделю в закрытом помещении — сложно. Некоторые ребята боялись, что из-за усталости и стресса начнутся конфликты. Однако в конце концов юные экспедиторы, прибыв в Арктику, поняли, что бояться нечего. Захватывающее путешествие вызвало у всех участников отряда воодушевление и желание помогать товарищам.
— Пока до Красноярска ехали, старались как можно больше узнать друг о друге. Уже в городе с нами проводили разные мероприятия на командообразование. Это помогло, — с улыбкой рассказала Марина.
А в Арктике ребята стали друг для друга не просто товарищами по экспедиции, а настоящими друзьями. Вместе собирали образцы, возводили пещеры из снега, измерения делали. Лаборатория была одна, импровизированная, прямо в доме, в котором жили. Но это не мешало. Ребята быстро научились не мешать друг другу.
У каждого из них был свой проект. Кто-то исследовал лишайники, кто-то — возможности человека в суровых условиях Севера. Сама Марина проводила наблюдения за почвой Арктики. Ей необходимо было сравнить составы земли из разных точек полуострова Таймыр, проверить на наличие бактерий, а затем отправить в лабораторию. Но это был не последний научный проект школьницы.
— Когда мы приехали на метеорологическую станцию, обнаружили датчики, сделанные из пенопласта, которые дважды в день запускают в воздух. Делают это для измерений влажности, ветра и всего остального, — рассказывает Марина. — Тогда я подумала, насколько это неэкологично. И мне в голову пришла идея: а что если создать для этих датчиков другой корпус?
Школьница недолго размышляла. Решила взять еще один проект, по созданию более экологичных корпусов оборудования метеорологической станции. Еще в Арктике она начала свои исследования. Какой материал более легкий? Быстро разлагается в природных условиях? И даже после возвращения в Москву продолжает свои изыскания.
Пригодно к питью!
Помимо личных проектов, у ребят была и масштабная задача — собрать образцы снега с разных точек полуострова. Такое задание дали им в Московском государственном университете имени Михаила Ломоносова. Нужно было сравнить химические составы, чистоту и многое другое. А потом доставить в лабораторию вуза.
— В первый день мы выяснили, что все здесь пьют дистиллированный снег, — вспоминает юный экспедитор. — Если точнее, то полярники растапливают его, дистиллируют и только потом пьют.
И напиться этим очень сложно.
Так было, пока однажды с экспедиторами не произошел почти счастливый случай. В одной из вылазок на реку Кунар группа решила взять пробу льда водоема. Привезли, померили датчиками. И оказалось, что вода из этого льда идеальна по составу! В следующий раз решили набрать ее и привезти в лагерь.
— А на обратном пути нам встретились медведица с медвежонком, — с улыбкой вспоминает Марина. — Мы сначала напряглись, но они не подходили. Боялись нас больше, чем мы их.
Возвращение к реальности
Большая Арктическая экспедиция подошла к концу 31 мая. Две группы школьников — лыжный и научный отряды — встретились на мысе Челюскин.
— Не хотелось уезжать, — вспоминает Марина, — мы с ребятами очень сблизились. Даже с полярниками прощаться не хотела.
Сама школьница толком и не помнит, как вернулась в Москву. Чистота и тишина Севера резко сменились на шум и суматоху столицы. В аэропорту ребят встречали оркестр, журналисты… Это было для экспедиторов шоком. А ведь нужно было еще и отвечать на вопросы!
— Я больше стресса испытала по возвращении домой, чем когда прибыла в Арктику, — смеется школьница.
Однако возвращаться в тишину и покой северных льдов Марина не хочет. Это был опыт, которым школьница гордится. Но жизнь на метеостанции не для нее.
— Нужно обладать каким-то внутренним стержнем, что ли, для такого. У полярников он есть. А у меня — нет, — заключила Марина. — И я искренне восхищаюсь такими людьми, готовыми бросить все и уехать на целых полгода в Арктику.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Поздравляю московских школьников и студентов колледжей,которые вернулись из Большой Арктической экспедиции! В ней участвовали самые лучшие, подготовленные юные исследовате-ли... Отобрали всего 14 человек из 20 000 желающих. Они прошли серьезную подготовку и раздели-лись на два отряда — спортивный и научный. Первая группа преодолела на лыжах 100 км от острова Большой до мыса Челюскин. Вторая помогала полярникам и метеорологам. Уверен, эти воспоминания они сохранят на всю жизнь.