Понедельник, 24 февраля 2025, 02:08
Ясно -10°

Опросы

23 февраля отмечают День защитника Отечества. Какая из школ, названная в честь героя войны, находится не в ТиНАО?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Пернатый мир Москвы хранит в себе кладезь биоранообразия. Нас очень радуют редкие виды. Они становятся символами нашей работы
— Пернатый мир Москвы хранит в себе кладезь биоранообразия. Нас очень радуют редкие виды. Они становятся символами нашей работы
Даниил Давыдов, главный специалист отдела мониторинга биоразнообразия столичного ведомства.

Тайны Остафьева

15 марта 2021 года. Рязановское. Валерия Катункина увидела много необычных вещей в усадебном доме Остафьева и советует вам обратить на них внимание. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Что скрывают музейные экспонаты? Красивые шкатулки, канделябры, вазы... Может, это просто антиквариат? Нет! Уникальные предметы, у каждого из которых своя история. Только нам о ней редко рассказывают. «НО» вместе с музеем-усадьбой «Остафьево» — «Русский Парнас» решили исправить эту чудовищную ошибку.

Музейные работники нередко говорят, что существует два типа людей. Первые хотят узнать что-то новое. Вторые приходят отметиться. Но и их понять можно. Ну кто из нас не зевал во время экскурсии? Все потому, что мы не умеем правильно смотреть по сторонам и пропускаем массу любопытных деталей.

А они во всем: в дверной ручке, старинном светильнике или вазе, которая кажется нам просто дорогим украшением. Вместе с сотрудниками музея-усадьбы «Остафьево» — «Русский Парнас» решили разобрать старинные вещи.

— Публиковать рассказы о музейных предметах мы начали еще в период пандемии. Они вызвали большой интерес, поэтому возникла идея сделать целый цикл подобных видеопубликаций, — рассказал директор музея-усадьбы «Остафьево» — «Русский Парнас» Юрий Евтюхин.

Бриллиантов не надо, а шаль подавай

Вот уж что-что, а в XIX веке обычную шаль купить было очень сложно. Некоторые дворяне даже влезали в долги: стоила она, как небольшое имение или деревенька с крепостными крестьянами! Шаль была более ценным женским украшением, чем бриллианты (стоимость, кстати, у них тоже была одинаковой). По такой причине этот предмет одежды даже вносили в приданое и в завещания, передавая из поколения в поколение!

Похвалиться своей дорогой шалью можно было, не только надев ее на себя. В XIX веке придумали даже специальный женский танец с этим предметом одежды.

Особенно популярными оказались индийские шали, которые были красивыми, мягкими и нежными на ощупь, а еще (что важно для российского климата) прекрасно сохраняли тепло. Дорогими они были еще и потому, что одна шаль могла изготавливаться больше трех лет. Прялись они вручную из пуха горных коз. После чего ткачи делали полотно и красили его натуральными красками.

Шаль, сохранившаяся в усадьбе Остафьево, уже европейская, изготовлена примерно в 1850–1870 годах

 Окончен бал, погасли свечи

Осветительный прибор. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Как известно, электричества в XIX веке не было. Помещения освещали с помощью свечей. Вот только вряд ли кто-нибудь задумывался, что это вообще значит. Большие хрустальные люстры, например, зажигал» только во время балов и важных приемов, потому что осветить всю усадьбу было необычайно дорого. По воспоминаниям Петра Вяземского, одного из владельцев усадьбы Остафьево, только к одним своим именинам ему пришлось закупить 2 пуда (около 32 килограммов) воска. И все это на один день.

Освещением занимались специальные люди, которые поочередно зажигали свет в одном зале, а потом переходили в другой. Когда свечи в одном из помещений гасли, гости переходили в другое. Но в главном овальном зале Остафьева подобных люстр не было. Зал освещали специальными плошками, в которых находились стаканчики со смесью коровьего масла и воска, которые расставляли на карнизе. Местный «электрик» забирался на него и зажигал все плошки, прохаживаясь по карнизу без помощников и страховки, что со стороны выглядело впечатляюще.

 

Мифологическое совпадение

Голова греческого бога Диониса. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Согласно древнегреческим мифам бог виноделия Дионис находился на Олимпе, но иногда спускался в подземное царство мертвых. Можно сказать, что то же самое произошло со статуей греческого бога здесь, в усадьбе Остафьево. В начале XX века его скульптура хранилась в библиотеке, а уже во времена советской власти считалась безвозвратно утерянной. Оказалось, что она десятилетиями хранилась под землей, среди мусора, скопившегося в подвале усадебного дома. Вернуться на землю, в «Русский Парнас» ей удалось только в 1990 году, когда ее совершенно случайно обнаружили рабочие.

 

 

Геридон превратился в торшер

Геридон — прототип торшера. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Мастерство отечественных производителей не знало пределов. Даже обычное дерево они выдавали за драгоценный металл. Это и к торшерам относится!

Хоть они и выглядели металлическими, но никогда таковыми не были. Основу выпиливали из сосны, а детали — из липы. Потом все покрывали левкасом — грунтом, изготовленным из смеси мела и клея, на который наносили позолоту.

Что касается торшера, то пока не изобрели электричество, его называли геридоном — подставкой под осветительные приборы. А уже когда в России появилось электричество, подставка превратилась в торшер. Для проводов сделали специальные отверстия.

 

Курильница сохранит здоровье

 

Курильница. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Это сейчас мы используем небольшие настольные аромалампы: ставим в них свечку, поджигая вкусную пахучую смесь. А в XIX веке их заменяли напольные курильницы — треножник с вазоном, в который клали специальные чаши для углей и смесей. Последние оказывались смолами хвойных деревьев или ароматическими травами.

Курильницы не только ароматизировали, но и дезинфицировали воздух. Хорошей вентиляции в усадьбах никогда не было, поэтому курильницы использовали для очищения воздуха, ведь эфирные масла имеют антимикробное действие.

 

К креслам уважительнее, пожалуйста

Старинное кресло. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Уж почему кресло удостоилось такой чести, неизвестно, но в XIX веке его называли чуть ли не на «вы». Предпочитали говорить об одном предмете во множественном числе. Один из владельцев усадьбы, Петр Вяземский, писал о своем отце: «Большую часть дня просиживал он за книгою у камина в больших, обитых зеленым сафьяном креслах…» (хотя кресло было всего лишь одно). Кстати, оно до сих пор хранится в Остафьеве, пережив всех своих хозяев.

 

Картина на злобу дня

Гравюра «Взбешенный музыкант». Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

В Остафьеве над гравюрой «Взбешенный музыкант» могли лишь только посмеяться, потому что усадьба находилась за городом, куда не доносились звуки города. А вот, например, в самой Москве изображение было на злобу дня. Шум, гам, постоянная толкотня и давка, изображенные художником в Лондоне, как будто успокаивали местных жителей и напоминали: в любом городе мира вас будет ждать то же самое. Даже через сто лет (кому, как не нам этого не знать). Оттиск гравюры «Взбешенный музыкант», сохранившийся в Остафьеве, в следующем году отметит двухвековой юбилей.

 

 

 

Прямая речь

Владимир Жидкин, руководитель Департамента развития новых территорий Москвы:

Строительство уникального музейного депозитарно-выставочного комплекса в Коммунарке начнется в течение года. Федеральные музеи заявили о желании получить больше площадей, чем предусматривалось проектом, в связи с этим необходимо внести значительные корректировки в проектную документацию. Надеюсь, в скором времени эта работа будет выполнена. Комплекс будет рассчитан для хранения фондов 19 московских городских и четырех федеральных музеев, в том числе Государственного исторического музея и Третьяковской галереи.

 

Иван Бутурлин, генеральный директор ГУП «Московский социальный регистр»:

Благодаря проекту «Музеи — детям» учащиеся могут посещать бесплатно культурные площадки круглый год, в том числе во время каникул. А у преподавателей есть возможность проводить в музеях и выставочных залах тематические внеклассные занятия, которые позволяют разнообразить и дополнить школьную программу

 

Справка

Бывшая загородная усадьба Вяземских-Шереметевых в селе Остафьево. Построена в конце XVIII века при князе Андрее Вяземском. Статус федерального музея получила в 1988 году.

Новости партнеров