Святослав Левченко: Хозяева дома - вы, а не управляющая компания
С крыши дома свисают сосульки, а кровля облачилась в снежную шапку? Это проблема, которую не стоит игнорировать.
Начальник Жилищной инспекции по ТиНАО Святослав Левченко дает владельцам квадратных метров в многоквартирных домах «инструкции» по обращению с управляющей компанией.
- Святослав Николаевич, зачастую собственники жилья думают, что управляющая компания дана им свыше и ничего поделать с ней они не могут. Поясните, какие на самом деле полномочия у собственников относительно компании, которая управляет их домом?
- В первую очередь надо понимать, что если управляющая компания не устраивает, ее можно сменить. Но для этого необходимо объединиться более чем половине жильцов дома и коллегиально принять решение. В статьях 44–48 Жилищного кодекса РФ вся эта процедура описана. По опыту общения с собственниками, которые приходят ко мне на прием, могу сказать, что многим она кажется слишком сложной. Специалисты Жилинспекции готовы консультировать по этому вопросу, рассказать, как правильно составить повестку, направить уведомления и так далее.
- Как не ошибиться при выборе новой компании?
- Советы по поводу конкретных компаний мы давать не можем. Здесь важно участие всех жителей в жизни дома. Можно, например, съездить в другое поселение и посмотреть, справляются ли управляющие компании там, как содержат дом, места общего пользования. Необходимо изучать сведения, которые, согласно постановлению правительства № 731, каждая управляющая компания обязана раскрывать о себе информацию не менее чем в двух источниках. Например, выбрать компанию, на которую выписано меньше административных протоколов. Или обратить внимание на то, сколько домов находится у компании в управлении. Чем их больше, тем надежнее организация.
- Как Жилинспекция реагирует на жалобы жителей?
- По факту обращения инспектор выходит на проверку, и, если жалоба подтверждается, мы привлекаем управляющую компанию к административной ответственности и выписываем предписание на устранение нарушений.
- Часто ли на практике применяются штрафы к управляющим компаниям?
- Допустим, по статье 14.1.3 КоАП РФ за ненадлежащее содержание общедомового имущества, по которой должностное лицо штрафуется на 50–100 тысяч рублей, а юрлицо — на 250–300 тысяч, в этом году выписано более тридцати протоколов на сумму около 9 млн рублей. За несвоевременную уборку снега по статье 7.22 КоАП РФ компании за этот сезон оштрафованы около 30 раз.
- Существует ли в ТиНАО черный список управляющих компаний?
- Нарушители есть, но не хотелось бы их озвучивать. Крайняя мера, которая может применяться к управляющей компании за невыполнение двух или более раз законного предписания, — у нее забирается дом из управления. На практике в ТиНАО подобных прецедентов пока не было.
- Раньше жильцы часто жаловались на некорректные расчеты за коммунальные услуги. Сейчас, когда многие поселения перешли на единый платежный документ, что-то изменилось?
- Порядка стало больше. Но все равно случаются задвоение платежей, применение завышенной ставки по содержанию и текущему ремонту дома. Если у вас возникли подозрения в правильности расчетов за коммуналку, можно обратиться в Жилищную инспекцию.
По фактам, изложенным в обращении, будет проведена проверка. Могу привести пример. Часто возникают споры относительно счетчиков общедомового прибора учета воды, электроэнергии. Бывает так, что счетчик есть в наличии, но он не поставлен на учет. Тогда управля ющая компания начинает считать не по счетчику, а по нормативу и применяет ставку по более высокому тарифу. Поэтому жильцам необходимо обратиться к управляющей компании и получить информацию о работоспособности общедомового прибора учета.
С 1 января управляющая организация будет обязана размещать эту информацию в системе ГИС ЖКХ. Общедомовые счетчики должны быть установлены в каждом доме, причем их покупка ложится на плечи собственников. В некоторых поселениях ТиНАО администрации помогают жителям, устанавливая счетчики на муниципальные средства.
Подводя итог, могу сказать, что каждый собственник должен осознать: дом, в котором он живет, — это его дом. Он должен знать свои обязанности и права и грамотно решать вопросы при взаимодействии с управляющей компанией.
СПРАВКА
Святослав Левченко возглавил Жилищную инспекцию по Троицкому и Новомосковскому округам в апреле 2015 года. До этого работал начальником инспекции по переустройству и перепланировкам ЦАО города Москвы, директором ГКУ «ИС Тимирязевского района», генеральным директором ГУП «Поклонная гора». Окончил Санкт-Петербургскую военную академию тыла и транспорта в Вольском филиале по специальности «экономист, менеджмент» (2002 год), Российскую академию государственной службы при президенте РФ по специальности «социология управления» (2013 год). Женат, двое сыновей.
КСТАТИ
Самые распространенные жалобы жителей ТиНАО в Жилинспекцию:
● Отсутствие доводчика на входной двери
● Разбитые окна
● Вандальные надписи на стенах
● Плохая уборка подъезда
● Сосульки
● Снег на кровле
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Управлять домом прямо из квартиры. Государственно-информационная система жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru) с начала 2017 года начнет работать в полноценном режиме...