Стучат колеса по струнам души
Накануне Дня железнодорожника (7 августа) корреспондент «Новых округов» побывала на крупнейшей в Европе железнодорожной сортировочной станции Бекасово-Сортировочное, расположенной в поселении Киевский. В этом году станция отметила сорокалетие.
— М508-й белый, на 8-й занятый под состав маршрут готов, соединяемся, пропускаем воздух, — кричит в рацию дежурный по станции.
— На башмаки накатываем в сторону Мачихино, — встраивается голос другого дежурного.
Мы в сердце станции — аппаратном зале, откуда управляют движением поездов на станции. Старшая смены станционный диспетчер Наталья Кузнецова объясняет непонятные фразы: у дежурных по станции свой сленг, поскольку что и куда отправляет станция — строго конфиденциальная информация. На стене висит гигантских размеров «микросхема». На ней перемигиваются желтые и красные пунктирные линии. По этой схеме дежурные готовят маршруты, передают команды, переводят стрелки. Цезари! Еще и прошедшие серьезный отбор, поэтому стрессоустойчивы и способны быстро реагировать в нестандартных ситуациях.
Через железнодорожный узел «Бекасово» — один из главных узлов в Центральной части России, ежедневно проходят порядка 17 тысяч вагонов. Здесь переформируется грузопоток, идущий с Востока страны на Запад, в Европу.
Предположим, на станцию прибыл поезд из Владивостока с вагонами песка. 10 вагонов должны уйти на Ярославль, 3 вагона на Орехово и 6 — на Брянск. В хвост поезда становится маневровый локомотив, который толкает вагоны к сортировочной горке. Перед горкой вагоны расцепляют, и они самопроизвольно скатываются. Железнодорожник, который расцепляет вагоны, именуется составителем. Он прямо на ходу поезда длинной «вилкой» поддевает цепочку автосцепки между вагонами.
— Бывает, в сильную жару металл так нагревается, что вагоны не хотят расставаться. Тогда просто лью холодную водичку на цепь, — делится секретом составитель Евгений Овсиенко. Вагоны автоматически распределяются по соответствующим направлениям следования (всего направлений более сорока), а потом собираются в новые составы. В среднем вагоны находятся на станции не более девяти часов. Железная дорога — стабильный и один из самых дешевых видов перевозок. Работа есть всегда. Поэтому на станции Бекасово-Сортировочное работают целые династии железнодорожников.
— Всегда знаешь, что здесь будет работа, зарплата и движение, — говорит потомственный железнодорожник Юрий Цегельный, дослужившийся от оператора сортировочной горки до заместителя начальника станции.
— Никакие кризисы не задерживают зарплату, сотрудники обеспечиваются служебным жильем, ипотечное кредитование под низкий процент, медицина, детсады и школы, летний отдых, — перечисляет замначальника станции по кадрам и социальным вопросам Екатерина Шнучкина.
Железная дорога, вторят бекасовцы, затягивает. А стук колес для них — лучшая музыка.
Знаете ли вы: Вехи железной дороги в России
В 1836 году император Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги.
Во второй половине XIX века началось активное строительство казенных дорог.
Появление грандиозной Транссибирской магистрали, соединившей европейскую часть с Уралом и Дальним Востоком.
Стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года предусмотрено строительство более 16 тысяч километров железных дорог.
Опрос: Как вы поддерживаете свое здоровье?
Николай Наумов, грузчик:
Два раза в неделю хожу на футбол. Это годостаточно, чтобы поддерживать хорошую физическую форму. Кроме того, моя работа развивает силу и крепость — я грузчик. А ем все подряд, особенно люблю картошку с мясом на ночь.
Анна Борисова, пенсионер
У меня такая физкультура: как встал с утра, так до вечера на грядках приседаешь и наклоняешься. Еще таскаю тяжелые сумки из магазинов — руки качаю. Правда, что-то здоровья от этого всего не прибавляется.
Василий Молокин, железнодорожник
Я после операции, поэтому больших нагрузок не делаю. А вообще люблю ходьбу. Хожу вокруг поселка, вдоль леса по 1-2 часа ежедневно. Чувствую себя от этого намного лучше.