Понедельник, 29 апреля 2024, 02:18
Ясно 7°

Опросы

Ежегодно 1 мая отмечается Праздник Весны и Труда. Знаете ли вы, какое имя восхваляет День международной солидарности трудящихся?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Для бойцов письма — это не просто бумага, это теплые слова, которые напоминают мужчинам о том, что они не одиноки, что о них помнят, о них заботятся, их любят и ждут
настоятель храма Вознесения Господня в Щаповском Максим Соловьев
Август 2018 года. Якутия. Ленские Столбы производят впечатление великанов, рядом с которыми ощущаешь себя лилипутом. Фото: личный архив

Страна великанов снится до сих пор

Август 2018 года. Якутия. Ленские Столбы производят впечатление великанов, рядом с которыми ощущаешь себя лилипутом. Виктор (справа) со своим товарищем Сергеем Дыняком возле чума на стоянке оленеводов. Фото: личный архив

В библиотеке № 259 поселения Московский осенний сезон «Клуба путешественников» открыл фотокор «НО» и вечный искатель приключений Виктор Хабаров. Для гостей и завсегдатаев клуба он провел виртуальную экскурсию по Якутии. Этим летом Хабаров с единомышленниками решил пройти по якутской реке Туолбе до Лены на катамаране. Но первыми слушателями походной истории стали коллеги.

Бывший военный фотокорреспондент Виктор Хабаров — из тех людей, кто легких путей не ищет. И это относится не только к работе, но и к летнему отпуску, для которого Виктор Николаевич всю зиму разрабатывает сложные маршруты. Уверяет, что за всю жизнь ни разу не отдыхал ни в санатории, ни в курортном «олинклюзиве»: не интересно, говорит.

На маленьком плоту...

В этот раз мы решили идти по параллельному притоку Лены, речке Туолбе, по которой вообще никто никогда не ходил. Дело в том, что доступна она стала где-то год назад, из-за строящегося газопровода «Сила Сибири». Дорога газовиков по временному мосту через 250 километров пути пересекает Туолбу. Река эта — недлинная, километров четыреста, и от нее около ста пятидесяти километров до Ленских Столбов, которые мы мечтали посмотреть. В общем, собрались: закупили продуктов на месяц, сложили катамаран и отправились в путь. Без приключений, конечно, не обошлось. В поселке Алдан, откуда мы собирались стартовать к реке, нас встретили известием о том, что на служебную дорогу никого не пускают! В результате мы какими-то «левыми» путями целую неделю добывали пропуска, затем договорились с якутом Димой, который возит по этой дороге газовщиков, чтобы он подхватил и нас. А поскольку якуты не слишком расторопны, то обещанного ждали еще три дня. Наконец, Дима позвонил и сказал, что на следующий день в восемь утра заберет нас. Мы завопили от радости и помчались собирать рюкзаки. И тут обнаружили, что катамарана нет! Выяснилось, что я забыл его на верхней полке тамбура в поезде еще неделю назад. Сказать, что мы были в подавленном состоянии — не сказать ничего. Ведь мы приложили неимоверные усилия, чтобы попасть на эту речку, и, наконец, когда с утра за нами должен прийти микроавтобус, выясняется, что плыть-то не на чем... И тут наш напарник Серега хлопает со злости дверью и куда-то исчезает. Через несколько часов возвращается с четырьмя камерами от «Кам АЗа» и говорит: «Из камер сде-лаем плот и поплывем на нем». А у нас в рюкзаке лежала еще запасная гондола от катамарана, которую можно было поставить на этот «плот», и маленький моторчик. Мы поняли, что спасены.

12-килограммовая щука стала самым крупным рыбацким трофеем Хабарова. Фото: личный архив

То ли рыба, то ли крокодил

В Туолбе, поскольку она долгое время была недоступна для людей, сохранилось огромное количество рыбы. Помимо щук там водятся великолепные сиги, хариусы, таймени... Но щуки там, конечно, особенные: что ни щука, то крокодил. Одна из них таскала наш плот минут сорок. В итоге после того, как я ее поймал, оказалось, что она весит двенадцать килограммов! Знаю, что бывают экземпляры и больше, но для меня лично это был самый крупный улов за всю мою жизнь. Мы на берегу ее закоптили, а из головы и хвоста уху сварили. Ох, и наваристая была! Да и вообще, рыбы мы там конкретно наелись: каждый день свежую жарили и уху варили. Рыбацкая благодарность Мы за несколько недель, проведенных на реке, привыкли к мысли, что кроме нас там никого нет. Поэтому очень удивились, когда в один прекрасный день услышали звук мотора. Из-за поворота появилась лодка. В ней сидел местный житель с супругой, мы с ними познакомились потом. Зовут его Володя, они с женой порыбачить на выходные приехали. А в Якутии вообще отношение к расстояниям очень интересное. 250 километров для них считается «рядышком», а в Якутск смотаться за полторы тысячи километров — обычное дело. Володя дал какие-то советы по рыбалке и собирался уже плыть дальше, как вдруг у него сломалась катушка на спиннинге. А у меня с собой был суперклей, которым я подклеил ему ручку в катушке. Мужик меня поблагодарил и ушел вниз. И буквально дня через три-четыре мы снова услышали шум мотора. Из-за поворота появился Володя на лодке с ящиком пива! Выходит, он несколько дней поработал и потом вернулся к нам, чтобы отблагодарить! А ведь на один этот путь он потратил не менее сорока литров бензина, который в Якутии стоит значительно дороже, чем в Москве. Я был не просто тронут, а потрясен таким отношением!

Исполины из параллельной реальности

По Туолбе мы шли где-то 10–12 дней, после чего вышли в Лену. И эта часть путешествия мне снится до сих пор. Дело в том, что я и раньше очень много слышал о Ленских Столбах, но так близко с ними столкнулся впервые. И в этот момент мне показалось, что я попал в какую-то параллельную реальность! А я ведь много чего видел в этой жизни: и на Северный полюс на лыжах ходил, и по Амазонке сплавлялся... А тут у меня возникло чувство, будто я попал в страну великанов: на фоне этих двухсотметровых столбов любой человек — лилипут. И эти исполины способны заставить любого человека пережить те эмоции, которые испокон века «выбивались» из него представителями различных религиозных конфессий, строивших огромные храмы: очутившись вблизи Столбов, чувствуешь себя ничтожной песчинкой на огромной планете. Любое тщеславие это чувство отбивает напрочь.