Столичные мотоспасатели — об итогах сезона
Расчеты быстрого реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах патрулируют город, выезжают на места ДТП, помогают искать потерявшихся и обеспечивают безопасность на городских мероприятиях. А зимой тушат пожары и улучшают профессиональные знания.
В начале октября у пожарных-мотоциклистов — уникального подразделения Пожарно-спасательного центра Москвы — завершился самый горячий сезон. С 1 мая, когда мотоотряд начал патрулировать улицы, мотоспасатели получили более двух тысяч вызовов. Работники расчетов быстрого реагирования выполнили 1859 патрулирований, 100 раз участвовали в ликвидации последствий ДТП, 125 раз оказывали социальную помощь людям.
Мотогруппа состоит из 11 расчетов быстрого реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах. Около 160 работников с мая по октябрь ежедневно патрулируют столицу и готовы оперативно прийти на помощь пострадавшим или предупредить происшествие. Расчеты дислоцируются в пяти точках: пожарно-спасательный отряд (ПСО) № 206 — в ЗАО, ПСО № 207 — в ЦАО, № 214 — в ЗелАО, № 215 — в ЮАО и пожарно-спасательный отряд № 310 — в ТиНАО.
В летний сезон мотоспасатели чаще всего патрулировали основные магистрали, зоны отдыха, лесопарки и другие места массового пребывания людей, а также помогали обеспечивать безопасность на больших мероприятиях.
Протяженность нашего маршрута патрулирования составляет примерно 70 километров. Есть остановки — как правило, это пикниковые зоны или зоны отдыха у водоемов. Мы осматриваем территорию 10–15 минут — если все хорошо, едем дальше. В любой момент можно получить сообщение о вызове на какое-то происшествие. Тогда расчет немедленно выдвигается туда.
По словам работника центра Александра Цыбина, прошедший сезон выдался сложным — в первую очередь из-за аномальной жары. Летом в парках и на природных территориях
нередко случались нештатные ситуации, связанные с плохим самочувствием, и тогда специалисты оказывали москвичам первую помощь. Также они уделяли больше времени патрулированию зон отдыха у водоемов, раздавали буклеты о правилах поведения на воде, проводили профилактические беседы с отдыхающими и напоминали о технике безопасности через громкоговорящее устройство.
Часть вызовов была связана с ДТП. Легкие и маневренные моторасчеты могут оперативно прибыть на место происшествия и сразу оказать первую помощь. А оснащение позволяет свободно действовать в любой нештатной ситуации: с собой у сотрудников всегда есть аварийно-спасательный инструмент, специальные накладки на острые края и подушку безопасности автомобиля, конусы для обозначения места ДТП, средства пожаротушения и аптечка. Более того, на такой случай у мотоспасателей выработан стандартный алгоритм действий.
Если случается ДТП, определяется ближайший расчет, который может оперативно прибыть на место. Если спасатели сами обнаруживают ДТП во время патрулирования, информация о нем передается диспетчеру, который сообщает о случившемся остальным службам. Старший расчета может запросить дополнительные аварийно-спасательные формирования, определенное количество машин скорой помощи и даже вертолет, если ситуация нештатная и пострадавшего нужно срочно доставить в лечебное учреждение, минуя плотный дорожный трафик.
После завершения сезона мотоциклы «впадают в спячку» — транспорт готовят к зиме и проводят консервацию оборудования. А вот пожарным не до отдыха: до 1 мая они будут дежурить в составе расчетов пожарно-спасательных и других специальных автомобилей — участвовать в тушении пожаров и помогать пострадавшим.
Кроме того, в несезон мотоспасатели проходят обучение и переподготовку. Каждый, кто хочет повысить профессиональный класс, должен изучить две новые специальности.
Есть огромный спектр предметов и дисциплин, которые можно изучать. Это, в частности, судовождение, оказание первой помощи и работа со средствами подмащивания (конструкциями для высотных работ). Чем больше у тебя навыков, тем лучше.
«Все кандидаты в спасатели и пожарные проходят строгий отбор и длительную подготовку, которая предусматривает обучающие курсы и обязательные аттестации. Полученные навыки отрабатывают на тренажерах в условиях, максимально приближенных к реальным. Также каждому необходима хорошая физическая форма. От мотоспасателей требуется максимальная концентрация внимания: нужно физически и психологически собраться перед выездом, быстро передвигаться, соблюдая правила движения», - рассказывает заместитель начальника аварийно-спасательного отряда № 8 Пожарно-спасательного центра Юрий Иванов.
По словам Александра Цыбина, нередко самой напряженной работой становится поиск заблудившихся. Иногда мотоциклистов привлекают для помощи добровольческому поисково-спасательному отряду «ЛизаАлерт».
Приехав на место, мы включаем спецсигналы и пытаемся связаться с потерявшимися по телефону. Часто нас слышат сразу, и тогда поиск упрощается. Если нет, приходится оставлять
мотоциклы и заходить в глубь леса. Так было недавно, когда мы искали пенсионерку. По телефону она сказала, что слышит нас, но выйти не может, потому что уже нет сил. Мы нашли ее в лесу, работая на отклик. Однако женщина категорически не хотела бросать две корзины с грибами. Пришлось одному из нас помогать ей эвакуироваться, а другому — нести грибы.
Помогать людям пожарные не перестают и в свободное от работы время. Они занимаются благотворительностью, в частности участвуют в выездах общественной организации «Мототерапия». «Наше движение посещает социальные приюты, детские дома, онкологические центры. Мы приносим детям радость — заметно, как у них загораются глаза, когда они видят мотоциклы и узнают, что мы можем их покатать», — делится собеседник mos.ru.
Все выезды проходят только по территории учреждений. Чтобы дети почувствовали себя настоящими мотоциклистами, для них спасатели берут экипировку — шлемы, балаклавы и защиту.